Оперативные и опросные показатели говорят о сохраняющемся повышенном росте российской экономики в конце II квартала, связанном с расширением потребительской и инвестиционной активности. Это происходит на фоне увеличения кредитования и постепенного отхода потребителей от сберегательной модели поведения, а также сохраняющейся поддержки со стороны государственного спроса.
Рост потребительских цен приобретает все большую устойчивость, закрепляясь выше уровня 4% в пересчете на год с поправкой на сезонность. В условиях опережающего расширения спроса производители активнее перекладывают возросшие издержки в цены. Дополнительным проинфляционным фактором может стать возможное увеличение инфляционных ожиданий вследствие произошедшего ослабления рубля.
Российская экономика продолжает расти за счет расширения внутреннего спроса.
Рост потребительских цен приобретает все большую устойчивость, закрепляясь выше уровня 4% в пересчете на год с поправкой на сезонность.
Значительный бюджетный импульс в сочетании с активным ростом кредитного импульса привел к тому, что спрос в экономике оказался выше своего равновесного уровня. Предложение расширяется, но отстает от роста спроса. В результате обостряется дефицит производственных факторов – труда и производственных мощностей. Это приводит к повышенному росту цен на них.
Структурная трансформация экономики в целом оказала большее влияние на географию экспортных и импортных поставок, чем на их физический объем. При этом на уровне отдельных отраслей, производств и компаний картина неоднородна и контрастна. Например, далеки от восстановления автомобильная и лесная промышленность, авиаперевозки. Напротив, отрасли, ориентированные на госзаказ, и обрабатывающая промышленность в целом, индустрия внутреннего туризма достигли рекордных уровней.
Динамика цен стала превышать внутригодовую траекторию роста цен, соответствующую 4%. При этом роль устойчивых компонентов роста цен, которые в основном и определяют инфляционный тренд, повысилась. Возможное увеличение инфляционных ожиданий вследствие произошедшего ослабления рубля может стать дополнительным проинфляционным фактором.
С учетом инерции макроэкономических трендов нарастание инфляционного давления продолжится в ближайшие месяцы.
Для его нейтрализации требуется уменьшение бюджетного и (или) кредитного импульса.
Кривая доходностей ОФЗ становится более «плоской» – уменьшается разница в доходностях долгосрочных облигаций и кратко- и среднесрочных.
Рост доходностей облигаций на 1–3 года отразил растущие ожидания ужесточения денежно-кредитной политики. Вместе с тем опасения сохранения повышенного дефицита бюджета и объемов заимствований в среднесрочной перспективе по-прежнему определяют все еще значительный положительный спред между доходностями долгосрочных и краткосрочных ОФЗ.
Ответственное структурное подразделение: Департамент исследований и прогнозирования.