Группа дайверов клуба «Диво» совместно с организацией «Морская Геодезия» продолжают проект по изучению Ладожского озера - «Наследие ладожских глубин». Проводя исследовательские работы в южной части Ладожского озера, команда изучает направление «Дороги жизни» – единственного стратегического транспортного коридора, соединявшего блокадный Ленинград с Большой землей.
После падения Шлиссельбурга северная столица Ленинград - оказался в кольце блокады. Все железные, шоссейные и проселочные дороги, ведущие к Ленинграду, были перехвачены войсками противника. У крупнейшего промышленного и культурного центра страны, у Ленинградского фронта и Балтийского флота оставалась единственная ниточка связи со страной — путь вдоль южного побережья Ладожского озера названный «Дорога жизни». Ее главной и почти единственной задачей перевозки в Ленинград — прежде всего продовольствия, нефти, угля, боеприпасов, военной техники, войсковых резервов и эвакуация из осажденного города ряда промышленных предприятий, их рабочих, а также детей, женщин и стариков. Осенью и зимой 1941 года поддерживалась связь осажденного Ленинграда с Большой землей через порты Осиновец на западном берегу и Новая Ладога в восточной части озера.
Это вторая экспедиция в рамках исследовательского проекта «Наследие ладожских глубин», в которую привлекаются обучающиеся Орловского государственного университета имени И.С. Тургенева. Роль студентов в проекте: предварительная экспертная оценка найденных артефактов. Дно Ладожского озера исследуется с помощью новейшего поискового оборудования - гидролокаторов бокового обзора, магнитометров, подводных металлоискателей, благодаря чему удалось обнаружить ряд затонувших объектов, среди которых удалось обнаружить два автомобиля ГАЗ-АА (Полуторка), на которых осуществлялась доставка в блокадный Ленинград.
Руководитель клуба «Диво», координатор проекта 1xpedition отметил: «Объекты имеют размер 4 на 2 метра, кузов частично сгнил, кабина была сделана из фанеры и практически разложилась. Осталась рама, колеса, двигатель, трансмиссия - металлические части сохранились. На одной из найденных машин была установлена резина импортного образца, что говорит о том, что машина скорее всего является «Полуторкой» первых выпусков, но заключительные выводы делать историкам и экспертам. Можно представить картинку всего происходящего во время блокадного Ленинграда, как по льду передвигались эти машины под обстрелом. Это огромный подвиг».
Значение знаменитой «Дороги жизни» – единственного стратегического транспортного коридора, соединявшего блокадный Ленинград с Большой землей, – трудно переоценить. В общей сложности за все время работы этой трассы в осажденный город доставили более 2,3 млн тонн грузов и вывезли почти 1,4 млн человек. Основная часть доставки и эвакуации пришлась на водную переправу, которая обеспечивала больший грузооборот. Но свое название «Дорога жизни» получила зимой 1941-1942 годов, когда по льду Ладожского озера удалось наладить доставку продовольствия на автомобилях в голодающий город.
Машины планируется поднять и передать в музей, для дальнейшего восстановления.
Исторические события: