Знаменитая фраза Александра Горчакова «Россия не сердится, Россия сосредотачивается» была сказана им вскоре после подписания кабального для России Парижского договора по итогам Крымской войны. А спустя несколько лет Горчаков объявит о выходе из Парижского договора, что позволит России вернуть военный флот в Чёрное море, а вслед за этим победить в Русско-турецкой войне.
«Тебе рукой Фортуны своенравной указан путь и счастливый и славный».
225 лет назад родился один из самых успешных министров иностранных дел Российской империи, последний её канцлер, князь Александр Михайлович Горчаков. Его семья принадлежала к древнему роду, ведущему своё происхождение от ярославских князей – потомков Рюрика. Отец – генерал-майор Михаил Алексеевич Горчаков – по долгу военной службы неоднократно переезжал, так что рождение сына произошло в Гапсале (ныне эстонский город Хаапсалу). Мальчик получил хорошее домашнее образование и благодаря такой подготовке в 1811 году смог блестяще сдать вступительные экзамены в только что открывшийся Царскосельский лицей. Вместе с ним в это самое престижное учебное заведение страны попали лучшие представители дворянских родов России. Как известно, среди них был и будущий поэт Александр Пушкин, посвятивший Горчакову стихотворение, написанное им в год окончания лицея:
…Мой милый друг, мы входим в новый свет;
Но там удел назначен нам не равный,
И розно наш оставим в жизни след.
Тебе рукой Фортуны своенравной
Указан путь и счастливый и славный, –
Моя стезя печальна и темна…
С Пушкиным они не станут близкими друзьями, но когда поэт оказался в ссылке, Александр Горчаков не побоялся навестить его в Михайловском, что для чиновника министерства было довольно смело. А оказавшись в Петербурге во время восстания декабристов, он попробует спасти от ареста ещё одного своего лицейского товарища – декабриста Ивана Пущина, предложив ему помощь в срочном получении загранпаспорта и выезде в Лондон. Но тот откажется, не желая оставлять товарищей.
Юный Горчаков среди лицеистов отличался своим чрезмерным усердием и честолюбием – он с юности выбрал себе карьеру дипломата и всеми силами стремился к достижению заветной цели. Значительно позднее он будет с иронией вспоминать, как был настолько честолюбив, что даже носил с собой яд в кармане – на случай, если его обойдут при распределении мест на службе. Но всё сложилось благополучно – яд будущему министру иностранных дел не потребовался.
Сразу после окончания Царскосельского лицея – на первом месте по результатам учёбы – Горчаков получает чин титулярного советника и начинает службу в Министерстве иностранных дел. А уже в 1821 году участвует в конгрессах Священного союза в Европе, будучи в свите графа Нессельроде – тогдашнего министра иностранных дел Российской империи. Спустя год назначен секретарём посольства в Лондоне, где служит пять лет, а потом переведён в миссию в Рим. Последующие десять лет он служит в дипломатических миссиях в Берлине, Флоренции, Вене. Но в сорок лет внезапно уходит в отставку. Из-за женитьбы по большой любви.
«Неуступчивость, прикрытая отменным знанием приличий».
Избранницей Александра Горчакова стала вдова генерала И.А. Мусина-Пушкина Мария Александровна Мусина-Пушкина. Ей было на тот момент 37 лет, а от первого брака имелось пятеро детей. Но влюблённого Горчакова это не остановило, тем более что Мусина-Пушкина и в 37 оставалась одной из первых красавиц Петербурга.
Проблема была в том, что её дядя был непосредственным начальником Горчакова, и он вовсе не обрадовался, что племянница хочет связать судьбу с человеком, не имеющим никакого состояния. Русский историк и публицист, князь Пётр Долгоруков в своих «Петербургских очерках» приводил ещё одну вескую причину недовольства дяди: «Нерасположение Татищева к этому браку ещё искусно раздувал тогдашний властелин австрийской политики, знаменитый князь Меттерних; он не любил князя Горчакова за его русскую душу, за его русские чувства, за его неуступчивость, всегда прикрытую отменным знанием приличий, вежливостью самою изящною, но тем не менее весьма неприятною для Меттерниха; одним словом, он всеми силами старался рассорить Татищева с князем Горчаковым и удалить этого последнего из Вены».
Интрига удалась: Татищев восстал против свадьбы, предложив Горчакову выбор – либо свадьба, либо карьера. И Александр Горчаков, несмотря на всё своё честолюбие и желание служить в сфере внешней политики, выбирает любимую женщину. В этом браке у супругов родились двое сыновей. Но прожить им вместе удалось недолго – всего лишь 15 лет – до смерти Марии Александровны.
К счастью, отставка оказалась недолгой – всего лишь год. Влиятельные родственники со стороны супруги помогли Горчакову добиться нового назначения – в одно из немецких княжеств. Казалось, судьба забросила его на самую периферию международной политики – в мелкие княжества, чей удел – подчиняться сильному, но никак не влиять на европейские дела. Но будучи во Франкфурте, он знакомится с перспективным германским политическим деятелем, будущим объединителем Германии Отто фон Бисмарком, и их судьбы окажутся тесно связанными на ближайшие несколько десятков лет.
Крымская война: «крестовый поход» Западной Европы против России.
В XIX веке одной из важнейших тем мировой дипломатии был так называемый Восточный вопрос – комплекс международных противоречий, связанных с борьбой балканских народов за освобождение от османского ига и соперничеством великих держав – Австро-Венгрии, Великобритании, России, Франции и Италии за раздел турецких владений. Впрочем, об истинной подоплёке Восточного вопроса откровенно выразился австрийский посол в Константинополе после окончания Крымской войны: «То, что по отношению к Турции принято называть Восточным вопросом, есть не что иное, как вопрос между Россией и остальной Европой».
Неслучайно поэтому в период Крымской войны 1853 – 1856 года против России выступила коалиция европейских держав в составе Британской, Французской и Османской империй. Николай I стремился реализовать мечту своей царственной бабки Екатерины Великой выгнать турок из Европы, то есть освободить балканские народы. Этому противилась Британия, стремившаяся в свою очередь сдержать Россию и вытеснить её с черноморского побережья и из Закавказья. А император Франции, поддержавший британцев в войне против России, рассчитывал таким образом получить реванш за поражение в 1812 году.
Больше всех удивила Австрия. В 1848 году венгры подняли восстание против Австрийской империи. И именно русский император послал войска, чтобы подавить восставших. И вот после такой помощи неблагодарная Австрия также присоединяется к войне против России. По словам советского и российского историка Сергея Семанова, это был «поистине "крестовый поход" Западной Европы против нашего отечества, скромно именуемый "Крымской войной". Нет, на небольшом русском полуострове разыгрывалась лишь малая часть той поистине мировой войны. Против России поднялись Великобритания (почти треть тогдашнего мира), Французская империя с её многолюдными колониями, Османская империя, обнимавшая тогда весь нынешний Ближний Восток, Италия, а также с недвусмысленной угрозой выступили на наших западных границах Швеция, Пруссия и Австрия — недавно спасённая Россией от развала».
Итогом Крымской войны стал Парижский трактат 1856 года, по которому Россия теряла право иметь военный флот на Чёрном море, а также уступала часть своих земель в устье Дуная и Бессарабии. По словам историка Семанова, поражение России казалось ужасным – такого страна не переживала со времён Смутного времени. На Западе были уверены, что теперь Россию ждёт судьба провинциального Московского царства. «В этих условиях тогда внешнеполитическую линию России возглавил князь Александр Горчаков. И показал, как можно свершить высший стратегический успех — превратить поражение в победу. В качестве принципиальной декларации новых принципов внешней политики России появился знаменитый в мировой дипломатической истории документ — так называемый "циркуляр Горчакова" от 21 августа (2 сентября) 1856 года. Политика России, объявлялось там, впредь будет "национальна", то есть русское правительство не намерено жертвовать интересами страны во имя каких-либо отвлечённых принципов и обязательств. Главная задача ныне — "развитие внутренних сил страны", – пишет историк.
«В свои права вступает снова родная Русская земля».
Именно в этом циркуляре появилась ставшая впоследствии знаменитой фраза – «Россия не сердится, Россия сосредотачивается». Депеша Горчакова вызвала бурную реакцию в Европе – все были уверены, что Россия готовится к новой войне.
Парижский трактат в марте 1856 года подписал граф Нессельроде, который в апреле вышел в отставку. Новым министром иностранных дел Российской империи был назначен князь Александр Горчаков. В Париж на подписание кабального для России договора он не поехал. Эта страница был закрыта его предшественником. Перед Горчаковым стояли новые задачи – изменить расклад сил в Европе в пользу России и денонсировать Парижский трактат. Сам Горчаков объяснил, что российская дипломатия планирует вернуть Бессарабию и контроль над Чёрным морем, не пролив ни капли русской крови. Всё именно так и получилось.
Главным союзником России в Европе стала Пруссия – объединённая Германия во главе с канцлером Отто фон Бисмарком. Пруссия поддержала позицию России, когда в Польше, которая была частью Российской империи, вспыхнуло восстание. Англия, Австрия и Франция потребовали от России уступок в пользу Польши – дело могло вновь обернуться войной, но позиция Пруссии и умелые дипломатические манёвры Горчакова не дали возможности европейским державам вмешаться в российские дела. А энергичная дипломатическая переписка Горчакова со своими иностранными коллегами по польскому вопросу сделала его имя знаменитым в Европе и принесла славу искусного дипломата. Очередной войны с антироссийской коалицией удалось избежать.
В то время Пруссия успешно воевала с Данией, Австрией и Францией. Россия по договорённости с Бисмарком соблюдала в этих войнах нейтралитет. В результате поражения Австрия и Франция оказались ослаблены. И в 1871 году Горчаков рассылает в европейские посольства депеши о том, что Россия больше не будет соблюдать Парижский трактат. У Британии это вызвало ярость, но вновь собрать антироссийскую коалицию уже не представлялось возможным. Россия вновь вернула себе право на черноморский флот. А министру Горчакову высочайшим указом за эту дипломатическую победу был пожалован титул светлейшего князя. Поэт Фёдор Тютчев так откликнулся на это событие:
Да, вы сдержали ваше слово:
Не двинув пушки, ни рубля,
В свои права вступает снова
Родная русская земля —
И нам завещанное море
Опять свободною волной,
О кратком позабыв позоре,
Лобзает берег свой родной.
А в 1877 году русская армия, обновлённая и изменившаяся, вновь вступает в войну с Турцией, где одерживает ряд важных побед, тем самым возвращая России место в европейской политике.
… В 1879 году вся Россия собирала деньги на открытие памятника Александру Пушкину. Канцлер Горчаков – последний из оставшихся в живых лицеистов пушкинского призыва – тогда пожертвовал 200 рублей. На открытие памятника поэту Горчаков не пришёл, а спустя год тихо скончался в Баден-Бадене, где он находился на лечении. После его смерти чин канцлера в Российской империи больше никому не присваивался.
Текст: Анна Ефремова.
Исторические события:
Участники событий и другие указанные лица: