Курс валют преодолел психологическую отметку: евро поднялся до 91 рубля, доллар – до 84 рублей. Туроператоры уже заметили замедление продаж. Впрочем, пока говорят в основном о незначительном спаде активности. Но ослабление рубля имеет и более долгосрочные последствия.
Продажи туроператоров дестабилизировались, но пока незначительно.
Евро в ходе торгов на Мосбирже 13 июня поднялся до 91 рубля впервые с 25 апреля 2022 года. 14 июня по состоянию на 9:45 утра евро стоит 91,5 рублей, а доллар - 84,8 рублей.
Опрос туроператоров показал, что в первые сутки значительного влияния на поведение туристов это не оказало. Так сказали в «Интуристе» и Anex Tour.
«Не наблюдаем каких-либо резких реакций со стороны агентов. Роста спроса в этой связи тоже нет», – соглашается директор по рекламе и PR туроператора «Русский Экспресс» Анна Филатовская.
В ICS Travel Group уже заметили, что туристы откладывают бронирования.
«Активность есть. Но, конечно, не такая, как при пониженном курсе», – говорят в компании.
«Продажи в такие периоды времени дестабилизируются. Мало того, что не наблюдается роста, учитывая сезонность, наблюдается еще и спад», – соглашается директор департамента продвижения и рекламы Bsi Group Иветта Вердиян.
Туристы замерли в ожидании развития событий.
Уже заметили негативное влияние нестабильного курса в Tez Tour: спад продаж у компании составил 35% по сравнению с аналогичными показателями прошлых недель. Но количество просмотров цен на сайте придерживается ежедневной нормы.
«Когда начинается резкий рост валюты, ситуация повторяется из раза в раз примерно одинаково. Количество просмотров и подборов цен на сайте сохраняется, но количество бронирований резко снижается. Россияне замирают в ожидании развития событий», – говорят в пресс-службе компании.
В «Веди Групп» тоже отмечают, что примерно треть туристов заняли выжидательную позицию. Но в целом, как и обычно в подобных случаях, путешественники ведут себя по-разному.
«Туристы, конечно же, присылают запросы, подбирают варианты туров. По бронированию в среднем 35% пока выжидают, но те, у кого даты поджимают для подачи на визы – бронируются. Есть клиенты, для кого эта разница не существенна. Как есть и те, кто бронируются сейчас, опасаясь еще большего роста. Это стандартная ситуация, периодически бывают такие скачки и поведение аудитории всегда одинаково», – говорят в компании.
В Pegas Touristik отметили, что накануне поступило больше чем обычно доплат по заявкам.
В среднесрочной перспективе могут подорожать туры в Турцию.
Помимо «сиюминутных» изменений курсовая нестабильность будет иметь и более долгоиграющие последствия для рынка.
В среднесрочной перспективе в Tez Tour предупреждают о подорожании туров в Турцию.
«В сравнении с аналогичным периодом прошлого года курс евро вырос почти в 1,5 раза, на 46-47%, если сравнивать практически день в день. Турция – лидирующее направление с точки зрения пляжного отдыха летом, а это «евровая» страна. Кроме того, в Турции объявлены продолжительные 10-дневные каникулы в честь Курбан-байрама и, соответственно, цены на проживание в отелях начали резко повышаться из-за резкого спроса на местном рынке», – объясняет представитель туроператора.
Нестабильность курса негативно скажется на глубине продаж.
В долгосрочной перспективе, по словам вице-президента АТОР, директора туроператора Space Travel Артура Мурадяна, нельзя исключить даже частичной остановки продаж по некоторым направлениям.
«В тех случаях, когда туристы только приступали к бронированию, они будут ждать стабилизации курса валют. Кто-то будет пытаться доплатить или даже отменить поездки, которые не были оплачены полностью в связи с новым повышением курса валют», – говорит эксперт
Кроме того, курсовые колебания могут повлиять и на формирование зимнего турпродукта.
«Здесь ситуация обещает быть интереснее. И это связано, прежде всего с тем, готовы ли будут авиаперевозчики и отельеры урезать свои «аппетиты» с учетом ожидаемых «огромных» туристических потоков из России. Или все-таки ситуация будет зеркальной, как в прошлом году, когда все пребывали в надежде, что курс сам выровняется или стабилизируется», – рассуждает г-н Мурадян.
Также, по его словам, если рост курсов валют продолжится 2-3 недели, он негативно скажется на глубине продаж. В частности, на август.
Текст: Екатерина Тропова