13.06.2023 15:52
Аналитика.
Просмотров всего: 13041; сегодня: 5.

66% россиян полагают, что нужно периодически «отдыхать» от интернета

66% россиян полагают, что нужно периодически «отдыхать» от интернета

Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представил результаты опроса россиян о пользовании интернетом. В опросе приняли участие 1600 россиян в возрасте от 18 лет.

Кто в сети?

Представить современную жизнь без интернета невозможно: в сети совершают покупки, знакомятся, общаются, оплачивают коммунальные платежи, смотрят кино и слушают музыку, а также работают и учатся. Согласно опросу, 74% россиян ежедневно заходят в глобальную сеть, при этом доля «heavy users» — тех, кто в интернете проводит более четырех часов в день, — составила 35%, это каждый третий. За пять лет доля ежедневных пользователей выросла на 12 п.п. именно за счет «heavy users» (2018 г. — 23%, 2019 г. — 27%, 2020 г. — 31%, 2023 г. — 35%), то есть пользование интернетом стало более интенсивным. Не пользуются сетью совсем 16% (−3 п.п. к 2018 г.).

Типичный «heavy user» — молодой человек до 25 лет (86% vs. 35% среди всех россиян), с высшим и неполным высшим образованием (40%), с хорошим или очень хорошим материальным положением (39%), житель одной из столиц или города-миллионника (49% и 42% соответственно).

Типичный россиянин, проводящий в сети ежедневно менее четырех часов в день, — это россиянин среднего возраста 35-59 лет (48-47% vs. 39% среди всех россиян), с высшим образованием (44%), проживающий в городах (за исключением обеих столиц и миллионников) (42-44%).

Типичный россиянин, не пользующийся интернетом, — представитель старшей возрастной группы 60+ (42% vs. 17% среди всех россиян), с неполным средним образованием (36%), житель села (33%).

С 2018 года процент ежедневных пользователей сети в молодежной среде изменился несильно: среди 18-24-летних прирост составил 4 п.п. (2018 г. — 92%, 2023 г. — 96%), среди 25-34-летних — 7 п.п. (2018 г. — 85%, 2023 г. — 92%). В то же время интенсивность потребления интернета подросла в обеих группах, но в большей степени — среди младшей молодежи до 25 лет, здесь доля «heavy users» достигает 86% (+24 п.п. к 2018 г.)

Наиболее заметный рост вовлеченности в интернет приходится на группу 45-59 лет — на 21 п.п. (2018 г. — 55%, 2023 г. — 76%). В этой же группе быстрее всего растет доля «heavy users» (2018 г. — 14%, 2023 г. — 29%, в 2 раза). В целом рост пользователей глобальной сети в последние пять лет происходил за счет старших возрастов (45+), но россияне старше 60 лет медленнее приобщаются к интернету (2018 г. — 32% еженедельных пользователей, 2023 г. — 44%). Как и в 2018 году, сегодня именно старшая когорта в основном составляет группу тех, кто совсем не пользуется интернетом (2018 г. — 50%, 2023 г. — 41%).

На активность пользования интернетом влияет уровень образования. Если среди россиян с высшим образованием ежедневно бывают в сети 84% и только 8% не пользуются интернетом совсем, то в группе имеющих неполное среднее образование доля ежедневных пользователей падает до 58%, а доля не бывающих в сети вырастает более чем в четыре раза — до 36%.

В меньшей степени маркером интернет-активности становится доход. Если пять лет назад доля ежедневных пользователей сети среди россиян с хорошим доходом составляла 72%, а в группе с плохим доходом — 59%, то сегодня эти различия сглаживаются, в обеих группах ежедневно пользуются сетью 73% и 70% соответственно. А вот урбанизированность остается в числе факторов интернет-активности россиян: среди жителей обеих столиц ежедневно проводят время в сети 84%, а на селе — 58%. Этот разрыв за пять лет даже увеличился (в 2018 году показатели составляли 75% и 51% соответственно).

Абонент временно недоступен.

Соцсети, мессенджеры, просмотр видео, игры, электронная почта — беспрерывный поток информации размывает границы между реальным и виртуальным и порой приводит к усталости. Сегодня большая часть россиян убеждена, что нужно периодически «отдыхать» от интернета, на время ограничивать или полностью блокировать для себя доступ в сеть (66%). Но разделяют эту точку наши граждане все реже: 77% в 2018 г., 73% — в 2020 г. Одновременно с этим растет доля тех, кто считает, в наше время в сети нужно быть всегда, так думает уже каждый четвертый (2018 г. — 19%, 2020 г. — 24%, 2023 г. — 25%).

Чаще о необходимости «отдыхать» от интернета говорят те, кто активнее всего вовлекался в глобальную сеть в последние годы — 45-59-летние (70%), а также те, кто бывает в интернете редко — несколько раз в неделю (85%), несколько раз в месяц (81%), и реже (83%).

Группу сторонников «постоянного онлайна» отличает молодой возраст (18-24 года — 36%) и высокая интенсивность пользования сетью, среди «heavy users» так думают те же 36%.

Необходимость все время быть в сети породила противоположные явления, такие как медиааскетизм, цифровое воздержание и цифровой детокс. Это практики ограничения или полного исключения для себя времени, проведенного в сети. Опрос показал, что 39% пользователей интернета за последний год специально отключали доступ к сети на целый день или большее время, в том числе 17% делают это еженедельно, 14% — ежемесячно, 8% — несколько раз в год. Но большая часть пользователей не ограничивает себя во времени, проведенном в сети, — 58%, за пять лет таких россиян стало больше (2018 г. — 49%, 2020 г. — 51%).

Интенсивность потребления интернета и цифровое воздержание связаны: среди «heavy users» практикуют ограничение времени в сети 42%, а среди тех, кто проводит в сети ежедневно менее четырех часов, — 36%. То есть аскеза зарождается среди утомленных и пресыщенных.

Среди молодежи 18-34 лет в целом больший процент ограничивают себя во времени, проведенном в сети, — 46-45% vs. 31% в группе старше 60 лет. Но молодежь чаще прибегает к таким ограничениям эпизодически — раз в полгода и реже (13-12%), а пользователи старшего возраста практикуют такое регулярно — еженедельно 21%.

Если самостоятельный отказ от интернета не так популярен у россиян, то вынуждено оказывались без доступа к сети на целый день или большее время больше половины интернет-пользователей — 54%, в том числе у 37% такое случалось неоднократно, а у 17% — единожды. С 2018 г. подобные случаи в целом стали встречаться реже (2018 г. — 66%, 2020 г. — 65%, 2023 г. — 54%).

Чаще других вынужденно оказывались без доступа к интернету россияне 25-34 лет (60%), граждане с неполным средним образованием (69%), с плохим или очень плохим материальным положением (65%).

Не сталкивались с вынужденными ограничениями интернета преимущественно пользователи с высшим образованием (48%), хорошим или очень хорошим материальным положением (47%) и жители городов в целом (44-47% vs. 37% среди жителей села).

Считается, что одним из симптомов интернет-зависимости является психологический дискомфорт в случае лишения доступа к сети. Исследование установило, что негативные ощущения, подавленность и тревожность испытывали 7% тех пользователей сети, кто оказывался без интернета на долгий срок вынужденно или по своей инициативе. Позитивные эмоции в такие моменты испытывали 20%, а большинство не испытывало никаких особых эмоций (72%). Сравнение с предшествующими замерами показало: сегодня цифровое воздержание приносит радость в три раза чаще (2018 г. — 7%, 2020 г. — 7%, 2023 г. — 20%).

Определенную роль в привязке человека к виртуальному миру играет возраст: молодежь 18-24 лет, вырвавшись из онлайна, испытывает положительные эмоции в два раза чаще, чем интернет-пользователи в целом (44% vs. 20%), это же характерно и для мужчин (24% vs. 16% женщин).

Максимум тех, кто без интернета сталкивается с негативными эмоциями, приходится на жителей городов-миллионников (14%  vs. 7% среди всех пользователей сети).


Ньюсмейкер: Альянс Медиа Центр — 9025 публикаций
Сайт: wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/cifrovoi-detoks-2023-o-polzovanii-internetom-i-otdykhe-ot-nego
Поделиться:

Интересно:

Модели одежды бренда Misha’Le дизайнера Елены Мишаковой на МКММ 2024
24.11.2024 01:59 Мероприятия
Модели одежды бренда Misha’Le дизайнера Елены Мишаковой на МКММ 2024
Обработаны фотоизображения моделей новой коллекции одежды Дизайнерского дома Misha’Le Елены Мишакковой представленные на Международном конкурсе молодых дизайнеров в Москве в ноябре 2024 года.
Бренд Misha’Le дизайнера Елены Мишаковой принял участие в показе МКММ
23.11.2024 12:50 Мероприятия
Бренд Misha’Le дизайнера Елены Мишаковой принял участие в показе МКММ
21 ноября 2024 года в Москве на Большой Якиманке 26, бренд Misha’Le дизайнера Елены Мишаковой принял участие в показе на площадке проекта МКММ - Международного Московского конкурса молодых модельеров.          Сегодня МКММ является одним из самых модных fashion мероприятий...
24 ноября в России пройдут молебны и панихиды в память А. В. Суворова
23.11.2024 12:49 Новости
24 ноября в России пройдут молебны и панихиды в память А. В. Суворова
      С просьбой рассмотреть возможность проведения молебнов и панихид в память по А. В. Суворову в преддверии празднования его дня рождения 24 ноября к главам епархий страны обратился заместитель главы Всемирного Русского Народного Собора С. Ю. Рудов. Синод Русской Православной...
История ювелирного дела в России
21.11.2024 17:36 Аналитика
История ювелирного дела в России
С древних времен людей привлекают изделия из драгоценных металлов. Современные ювелиры в основном специализируются на изготовлении украшений, но исторически эти мастера также производили столовое серебро, декоративную и полезную утварь, а также церемониальные и религиозные предметы...
Аэронавты, совершившие первый в истории полет на воздушном шаре
21.11.2024 09:04 Новости
Аэронавты, совершившие первый в истории полет на воздушном шаре
241 год назад состоялся первый в истории полет человека на воздушном шаре, который изобрели братья Монгольфье. 21 ноября 1783 года из замка в окрестностях Парижа в полет на чудо-аппарате диаметром 15,5 метра и высотой 24 метра, отправились французы - физик Жан-Франсуа Пилатр де Розье и маркиз...