30 мая 1923 г. президиум Всероссийского центрального исполнительного комитета РСФСР принял постановление об объединении автономных областей бурят-монголов Сибири и Дальнего Востока в Бурят-Монгольскую АССР.
Формирование национально-государственной автономии бурят-монгол Восточной Сибири происходило в условиях Гражданской войны и иностранной интервенции. С августа 1918 г. в Забайкалье установилась власть атамана Г.М. Семенова, которого поддерживали войска и правительство Японии. В марте 1920 г. Красная армия при поддержке партизан в результате боев с семеновскими частями заняла Верхнеудинск (с 1934 г. – Улан-Удэ). В Забайкалье была установлена советская власть.
6 апреля 1920 г. Учредительное собрание населения Забайкальской области провозгласило создание Дальневосточной республики (ДВР) в границах Забайкальской, Амурской, Приморской, Сахалинской, Камчатской областей и полосы отчуждения Китайско-Восточной железной дороги. Для руководства процессом советизации в бурятских районах (аймаках) ДВР был создан Бурятский народный революционный комитет, главой которого назначен представитель местной интеллигенции П. Дамбинов. С апреля 1920 г. столицей ДВР был Верхнеудинск, с октября 1920 г. – Чита.
13 октября 1920 г. по итогам прошедшего в Баку Первого съезда народов Востока состоялась встреча делегатов съезда с главой Совета народных комиссаров В.И. Лениным. Бурят-монгол на ней представляли Э.Д. Ринчино, первый председатель Бурятского национального комитета, и А. Доржиев, буддийский лама, теоретик и просветитель. Ринчино представил Ленину докладную записку «Инородческий вопрос и задачи советского строительства в Сибири», в которой обосновал необходимость создания национально-государственной автономии бурят-монгол. Ринчино указывал в своем докладе на то, что создание бурят-монгольской автономии под контролем центральной власти даст правительству «широкую и вполне честную массовую базу в лице сибирских инородческих народностей, которые, объединившись с сибирским пролетариатом, советской интеллигенцией и лучшими элементами крестьян, могут дать сильную опорную базу советской власти».
14 октября 1920 г. Политбюро Центрального комитета партии большевиков приняло постановление «О задачах РКП(б) в местностях, населенных восточными народами», в котором было признано необходимым «…проведение в жизнь автономии в соответствующих конкретным условиям формах для тех восточных национальностей, которые не имеют еще автономных учреждений, в первую голову для калмыков и бурят-монголов, поручив Наркомнацу немедленно составить проект декрета об автономии калмыков, а Наркоминделу снестись с правительством дружественной Дальневосточной республики по поводу проведения такой же меры по отношению к бурят-монголам». Отсылка к Дальневосточной республике объяснялась тем, что в результате ее образования, территории, которые были заселены бурят-монголами, фактически оказались разделены на две части – земли к западу от реки Селенги вошли в состав РСФСР, восточнее – в состав ДВР.
27 апреля 1921 г. была принята Конституция Дальневосточной республики, по которой вся территория, населенная бурят-монгольским народом, выделялась в особую область под наименованием «Бурят-Монгольская Автономная Область» (БМАО). Бурятское население подчинялось общим законам ДВР, но в пределах своей территории имело самостоятельность в сфере организации суда, административно-хозяйственной и культурно-национальной жизни. В октябре 1921 г. состоялось Первое национальное собрание Бурят-Монгольской автономной области ДВР, председателем президиума был избран М.Н. Амагаев, заместителем – Э.Д. Ринчино. В состав созданной БМАО вошли 4 аймака: Агинский, Баргузинский, Хоринский и Чикойский с общим населением 108,8 тыс. человек. Аймаки делились на хошуны, те, в свою очередь, на сомоны. При организации автономной области бурят-монгол в ДВР насчитывалось 23 хошуна и 230 сомонов. Аймаки не имели общих границ друг с другом, что осложняло выстраивание системы управления и контроля над этими территориями. К тому же не все представители бурят-монгольского населения поддерживали идею советской автономии.
В апреле-мае 1921 г. активизировалось балагатское движение – попытка организовать самоуправление на основе социально-нравственных. норм буддийского учения, вылившееся в массовые акции гражданского неповиновения. Балагатов возглавляел лама Л.С. Цыденов, настоятель крупного буддистского дацана, располагавшегося в долине реки Кодун (Худун). Здесь Цыденов еще в 1919 г. провозгласил создание теократического «Кудунского государства» по примеру Тибета. Советское правительство ДВР, взяв курс на борьбу с сепаратизмом, арестовало Л.С. Цыденова, а также президента Кудунской теократии С. Гончикдараева и ряд министров его правительства. К августу 1921 г. балагатское движение было окончательно подавлено, сам Цыденов был впоследствии сослан в Ново-Николаевск (ныне – Новосибирск), где умер в 1922 г.
Тем временем в партийных кругах обсуждался вопрос создания бурятской автономии в составе РСФСР с включением территорий бывшей Иркутской губернии и Западного Забайкалья. 7 июня 1921 г. на коллегии Наркомнаца было принято постановление о признании необходимым «выделение бурят-монгольского народа, входящего в состав РСФСР, в автономную область». Инициатива в этом вопросе исходила от бурятских коммунистов, отмечавших, что советизация БМАО в составе ДВР проходит медленно и трудно. М.И. Амагаев в своем докладе секретарю Дальбюро писал, что в органах управления БМАО сидели неподготовленные работники, а зачастую бывшие нойоны (представители монгольской знати), следствием чего явились отсутствие дисциплины, саботаж и волокита.
23 августа 1921 г. Оргбюро ЦК РКП(б) в целом одобрило проект бурят-монгольской автономии в составе РСФСР, поручив решить вопрос «в советском порядке». Однако данное предложение вызвало протест со стороны Наркомата внутренних дел и Дальневосточного бюро ЦК. Представители НКВД отметили, что «бурят-монгольская народность не представляет собой компактного целого, заключенного в определенную территорию, а составляет ряд островков, разбросанных на громадной территории Предбайкалья и Забайкалья и перерезанных русскими переселенческими участками, как заселенными, так и незаселенными». Члены Дальбюро, в свою очередь, отметили преждевременность объединения территорий бурят-монгол в единую автономную область до «завершения событий на Дальнем Востоке», то есть до окончательного разгрома белогвардейских частей и изгнания японских интервентов. В результате было принято компромиссное решение о создание второй бурятской автономии на территории бывшей Иркутской губернии.
9 января 1922 г. ВЦИК принял постановление об образовании Монголо-Бурятской области (МБАО) РСФСР с административным центром в Иркутске, в состав которой вошли 5 аймаков: Тункинский, Аларский, Эхирит-Булагатский, Боханский и Селенгинский. На территории новой автономной области проживало 180 тыс. человек, 70% населения составляли коренные жители – буряты. Впрочем, сосуществование двух разрозненных бурятских автономий продолжалось недолго. Осенью 1922 г. на территории Приморья была установлена советская власть, необходимость в существовании буферной республики отпала. 15 ноября 1922 г. правительство ДВР заявило о самороспуске, территории Дальневосточной республики были включены в состав РСФСР. Таким образом, не оставалось препятствий для объединения бурят-монгольских автономий в одну автономную республику.
20 ноября 1922 г. президиум Бурят-Монгольского обкома РКП(б) принял решение: «во-первых, принципиально высказаться за объединение двух автономных областей; во-вторых, предложить коммунистической фракции Бурят-Монгольского ревкома начать подготовительную работу к объединению...». Данная идея вызвала возражения Дальневосточного и Сибирского бюро ЦК РКП(б), выступавших против объединения автономных областей в Бурят-Монгольскую республику, однако предложения бурятских коммунистов поддержал Наркомат по делам национальностей. В январе 1923 г. комиссия Наркомнаца, ознакомившись с доводами и материалами бурят, пришла к заключению: «Признать целесообразным и необходимым объединение Бурят-Монгольских областей РСФСР и бывшей ДВР в одну административную единицу с одним центром...» данное решение было поддержано НКИД, Оргбюро и Политбюро. Официально закреплено решением ВЦИК.
30 мая 1923 г. президиум ВЦИК РСФСР принял постановление: «объединить в одну Бурят-Монгольскую Социалистическую Советскую Республику автономные области бурят-монгол Сибири и Дальнего Востока с центром в г. Верхнеудинске». С этого момента ведет свой отсчет история Бурят-Монгольской АССР, которая в 1958 г. была переименована в Бурятскую АССР. С 1992 г. – Республика Бурятия в составе Российской Федерации.
Текст: Александр Лукашин, к.и.н., Российский государственный архив социально-политической истории (РГАСПИ)
Исторические события:
Участники событий и другие указанные лица: