В Санкт-Петербурге в павильоне «Арсенал» открылась выставка «Шлем всему голова. Боевые наголовья Востока и Запада XVI–XVIII веков из коллекции Государственного Эрмитажа». Пять редчайших предметов, изготовленных мастерами Италии, Германии, Турции, Индии и России, происходят из царскосельской исторической коллекции, которая до 1880-х годов хранилась в Арсенале. В церемонии открытия приняли участие директор ГМЗ «Царское Село» Ольга Таратынова и заместитель генерального директора Государственного Эрмитажа Георгий Вилинбахов.
Эта выставка – продолжение совместной работы Эрмитажа и нашего музея по демонстрации предметов оружия и экипировки, которые собирали русские императоры Николай I и Александр II и которые были представлены в стенах Царскосельского Арсенала. Новая (седьмая по счету) экспозиция посвящена одному из важнейших элементов защитного доспеха – шлему.
Еще на ранних стадиях развития человечества защите головы уделяли особое внимание, изготавливая приспособления из толстой ткани, кожи, дерева, кости. Первые металлические шлемы из меди, по словам археологов, появились в древней Месопотамии около 4500 лет назад. Затем для их изготовления стали применять железо и сталь. Конструкция шлемов на протяжении этого времени менялась в зависимости от эволюции оружия и военного дела, техники и оружейного искусства.
В Царскосельский Арсенал поступало значительное число защитных головных уборов, как найденных при археологических раскопках, так и приобретенных на распродажах и аукционах, а также подаренных владельцам царскосельской коллекции членами императорской фамилии, дипломатами, собирателями. Были среди поступлений и военные трофеи. Географический и хронологический диапазон этих приобретений крайне широк – боевые наголовья стран древнего мира, средневековые турнирные и боевые шлемы, изготовленные в Германии, Италии, Франции, России, Турции, Иране, Индии, военные головные уборы Нового времени.
Представленные на экспозиции артефакты во всей полноте демонстрируют разнообразие традиций создания шлемов в Европе, странах исламского мира и России, то есть в тех регионах, оружие которых так привлекало августейших коллекционеров.
Шлем турнирный.
Италия, Милан, мастерская Миссалья. Около 1500 года.
Такие шлемы получили название «жабья голова» и были принадлежностью специальных турнирных доспехов типа «штехцойг», которые появились в конце XV столетия и производились в основном в Германии и Италии. Нижняя часть шлема надежно закрывала лицо от горла до глаз, а также затылок и шею; теменная часть была сильно приплюснута, а лицевая сильно вытянуты вперед. Таким образом, копье противника по поединку, если оно попадало в шлем, не могло причинить ему особого вреда. Необходимо добавить, что для того, чтобы предохранить голову рыцаря от ударов о стенки шлема, на нее надевали толстый стеганый подшлемник из тиковой материи с прокладкой из войлока.
Шлем парадный.
Германия, Аугсбург (?), мастер Матиас Фрауенпрейс (работал в 1550–1604 годах).
Этот цельнокованый шлем представляет собой не только классический пример конструктивного совершенства того времени, но и истинное произведение оружейного искусства. Предмет относится к категории парадных, однако его можно было использовать и на турнирах: шлем имеет традиционную для того времени конструкцию, позволяющую полностью закрыть лицо от ударов копьем или холодным оружием.
Шлем тюрбанный.
Турция (Османский период). Вторая половина XV–XVI века.
Тюрбанный шлем в своем классическом виде сформировался на территории северо-западного Ирана около середины XV века и до начала следующего столетия оставался наиболее распространенным типом боевого наголовья не только у османов, но и у некоторых иных туркоманских народов ближневосточного региона. Современное название этого типа шлемов происходит от их внешнего вида – значительные размеры и спиральные каннелюры имитируют тюрбаны. Кроме того, габариты шлема позволяют предполагать, что под него надевали тюрбан, который не только обеспечивал дополнительную амортизацию, но и предотвращал получение воином теплового удара. Отличительная особенность представленного экземпляра – его сохранность, позволяющая представить первоначальный вид большинства подобных наголовий.
Шлем.
Индия. XVIII век.
Шлем относится к полусферическому типу, распространенному в ближневосточной традиции. Навершие выполнено в виде копейного наконечника с отточенными лезвиями. Верхнее окончание скользящей носовой стрелки оформлено в виде эгрета – украшения головного убора (чалмы или тюрбана) в виде пера, служившего знаком высокого социального статуса. Такое украшение красноречиво говорит о восприятии доспеха в целом и отдельных его элементов как парадного одеяния.
Шлем шишак.
Россия, Москва, Оружейная Палата. Середина XVII века.
Шлем представляет русское воспроизведение формы одного из типов турецких наголовий, шишаков, что было характерным для оружейной традиции Московского царства XVI–XVII столетий. По нижнему краю тульи на узкой серебряной полосе чернью наведены буквы – Ш. К. М. М. Т. Р. Известный историк и собиратель древностей граф Алексей Мусин-Пушкин (1744–1817), подаривший этот шлем своему другу Алексею Оленину, директору Публичной библиотеки и президенту Академии художеств, предложил следующее толкование букв – «Шишак князя Михаила Михайловича Темкина-Ростовского». Князь Темкин-Ростовский, бывший стольником царя Алексея Михайловича, в 1654 году принял участие в войне с Речью Посполитой, а затем сопровождал царя в походе на Великое княжество Литовское.
Вероятно, Алексей Оленин ознакомил со шлемом художника Ореста Кипренского, работавшего над картиной «Дмитрий Донской на Куликовом поле»: нащечник шлема, лежащего у ног князя Дмитрия, с точностью воспроизводит соответствующую деталь оригинала. Через несколько лет шлему князя Темкина-Ростовского выпала еще одна почетная роль: он послужил моделью для Ивана Иванова (1780–1848), известного архитектора и графика, исполнившего по эскизу Оленина фронтиспис для первого издания поэмы Пушкина «Руслан и Людмила». В нижней части гравированной виньетки была изображена голова великана, брата Черномора: она покрыта шлемом, в котором безошибочно опознается шишак князя Темкина-Ростовского.
Выставка работает до 3 сентября 2023 года.
Исторические события:
Участники событий и другие указанные лица: