24.05.2023 10:36
Новости.
Просмотров всего: 7637; сегодня: 3.

24 мая в России отмечается День славянской письменности и культуры

24 мая в России отмечается День славянской письменности и культуры

Сегодня в России отмечается День славянской письменности и культуры. Он приурочен ко дню памяти святых равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия – создателей славянской письменности. Аналогичные праздники есть и в других славянских государствах.

История торжества уходит корнями в IX век: именно тогда в стенах монастыря был создан первый славянский алфавит – глаголица. Стимулом для его создания стала в первую очередь миссионерская деятельность и проповедование христианства. Кирилл и Мефодий создали универсальный и доступный письменный язык, перевели на него основополагающие церковные труды и открыли, таким образом, христианству дорогу на восток. Более того, создание славянского алфавита в дальнейшем дало мощный импульс распространению грамотности и развитию славянской культуры в целом. О том, как зарождался славянский алфавит и какие сведения об этом сохранились в письменных источниках, – в материале Марины Крутовой, главного палеографа Отдела рукописей Российской государственной библиотеки.

Сведения о жизни святых равноапостольных Кирилла и Мефодия – просветителей славян – находим в различных произведениях древнерусской литературы, прежде всего в житиях этих святых. Наиболее известна пространная редакция жития св. равноап. Кирилла (Константина) Философа. Оно содержит ценные сведения о жизни и деятельности создателя славянской азбуки. Большинство исследователей считает, что это житие было написано в Великой Моравии между 869-м и 882 годом.

По данным известного болгарского исследователя Христо Трендафилова, автора статьи в «Словаре книжников и книжности Древней Руси», известно 48 полных сохранившихся списков жития св. Кирилла. Но не менее ценны и фрагменты списков житий. Среди них – и небольшой фрагмент жития св. Кирилла в пергаменном сборнике XIV в. среднеболгарского извода (Ф. 236. № 93. Л. 18–18 об.).

Одним из древнейших и исправных списков является хранящийся в собрании Московской духовной академии Отдела рукописей РГБ список пространной редакции жития, датирующийся последней четвертью XV в. (Ф.173/I. № 19. Л. 365–368). Текст его написан полууставом. Рукопись украшена вязью, малыми киноварными инициалами, балканским орнаментом. В указанном списке данное сочинение помещено после «Книги 16 пророков», оно имеет заглавие «Житие и жизнь и подвизи иже во святых отца нашего Константина Философа, первого наставника и учителя словеньску языку».

В Отделе рукописей РГБ находится ещё один список пространной редакции жития первой четверти XVI в. (Ф. 212. № 9). Имя автора жития не указано в произведении, и исследователи высказывают разные предположения о возможном авторе. Одни считают автором жития св. равноап. Мефодия, другие – его учеников, прежде всего свв. равноапп. Климента и Наума Охридских.

Считается, что житие свт. Мефодия создано в кон. IX – нач. X в., поскольку оно упоминается в «Повести временных лет» под 898 годом. Также упоминается оно в житиях свв. Наума и Климента Охридских. Автор его неизвестен, но по предположениям разных учёных им могли быть Климент Охридский, или Горазд, или епископ Константин Преславский. Житие Мефодия сохранилось в шестнадцати списках, древнейший из которых дошёл до нашего времени в составе знаменитого Успенского сборника (XII–XIII вв.). В Отделе рукописей РГБ хранится краткое проложное житие свт. равноап. Мефодия в списке XV в. под названием «Память святителю Мефодию Моравскому» (Ф. 87. № 24.4. Л. 32–33). В этом списке более подробно рассказывается о моравском периоде жизни и деятельности святителя, а о византийском сказано довольно кратко. Вероятно, этот список был приобретен В.И.Григоровичем в одной из южнославянских стран, на что указывают не только особенности его письма – южнорусский полуустав, но и сам факт нахождения в собрании этого известного собирателя рукописей.

Очень редким и интересным для изучения истории текста представляется ещё один уникальный список XIX в. жития святых Кирилла и Мефодия, составленный для болландистов, вероятно, русским членом ордена иезуитов археологом Иваном Михайловичем Мартыновым. О нём известно, что он успешно окончил Санкт-Петербургский императорский университет и отправился путешествовать за границу, где принял католичество и продолжил своё образование. Мартынов остался жить во Франции, основал в Париже Кирилло-Мефодиевское общество и в 1860-е гг. издавал «Кирилло-мефодиевский сборник». Он является возможным составителем рассматриваемого сборника из Отдела рукописей РГБ, хранящегося в собрании графа Н.П.Румянцева (Ф. 256. № 151. Л. 29–34).

Об обстоятельствах и причинах создания славянской азбуки святыми равноапостольными братьями читаем и в сочинении «О письменах» черноризца Храбра начала X в.: «Прежде убо словене не имеаху письмен, но чертами и резами гадааху, погани сущи. Крестивше же ся римсками и греческыми письмены, нуждаахуся писати словенску речь без устроения. Ну како можется писати добре греческами письмены Бог, или живот, или зело. Аще ли вопросиши словенскыя букваря, глаголя: кто письмена сотворил есть, или кто книгы преложил? Вси ведят и отвещав речеть: святый Константин философ, нарицаемый Кирил, тот письмена створи и книгы преложи, и Мефодии, брат его… А лето же от создания всего мира 6363… Так разум, братие, Бог есть дал словеном…». Это сочинение сохранилось в нескольких списках РГБ (Ф. 379. № 15, сер. XVII в.; Ф.247. № 21, посл. треть XVII в.).

Перу свт. Климента Охридского принадлежат «Похвала блаженному отцу нашему и учителю словеньскому Кириллу Философу» и «Похвальное слово Кириллу и Мефодию», в которых он говорит о том, что святой равноапостольный Кирилл «просветил бесчисленные народы, во тьме неведения лежащие». «Слово похвально Кириллу Философу и Мефодию Моравскому» – сочинение свт. Климента Словенского – находим в составе старообрядческого сборника середины XIX в. (Ф.212. № 61. Л. 206–216).

Как видим, все рукописные произведения, хранящиеся в Отделе рукописей Российской государственной библиотеки, в которых рассказывается о создании славянской азбуки святыми равноапостольными Кириллом и Мефодием, свидетельствуют не только об обстоятельствах, связанных с возникновением и начальным развитием славянской письменности, но и о высокой оценке деятельности великих просветителей славян составителями разных произведений.

Текст: Крутова Марина Семеновна, доктор филологических наук, главный палеограф Отдела рукописей Российской государственной библиотеки.

Источник: https://historyrussia.org/sobytiya/v-rossii-otmechaetsya-den-slavyanskoj-pismennosti.html


24 мая в России отмечается День славянской письменности и культуры

24 мая в России отмечается День славянской письменности и культуры

Фрагмент жития св. Кирилла в пергаменном сборнике XIV в. среднеболгарского извода (Ф. 236. № 93. Л. 18–18 об.)
Фрагмент жития св. Кирилла в пергаменном сборнике XIV в. среднеболгарского извода (Ф. 236. № 93. Л. 18–18 об.)

Редакция жития, датирующийся последней четвертью XV в. (Ф.173/I. № 19. Л. 365–368)
Редакция жития, датирующийся последней четвертью XV в. (Ф.173/I. № 19. Л. 365–368)

Редакция жития, датирующийся последней четвертью XV в. (Ф.173/I. № 19. Л. 365–368)
Редакция жития, датирующийся последней четвертью XV в. (Ф.173/I. № 19. Л. 365–368)

Редакция жития, датирующийся последней четвертью XV в. (Ф.173/I. № 19. Л. 365–368)
Редакция жития, датирующийся последней четвертью XV в. (Ф.173/I. № 19. Л. 365–368)

Редакция жития, датирующийся последней четвертью XV в. (Ф.173/I. № 19. Л. 365–368)
Редакция жития, датирующийся последней четвертью XV в. (Ф.173/I. № 19. Л. 365–368)

Фонд 212. № 9. Минея-четья (октябрь). Перв. пол. XVI в. 245 л. Полуустав двух почерков. Без начала и конца. Житие св. равноап. Константина (Кирилла) Философа. Л. 123–125
Фонд 212. № 9. Минея-четья (октябрь). Перв. пол. XVI в. 245 л. Полуустав двух почерков. Без начала и конца. Житие св. равноап. Константина (Кирилла) Философа. Л. 123–125

Фонд 212. № 9. Минея-четья (октябрь). Перв. пол. XVI в. 245 л. Полуустав двух почерков. Без начала и конца. Житие св. равноап. Константина (Кирилла) Философа. Л. 123–125
Фонд 212. № 9. Минея-четья (октябрь). Перв. пол. XVI в. 245 л. Полуустав двух почерков. Без начала и конца. Житие св. равноап. Константина (Кирилла) Философа. Л. 123–125

Краткое проложное житие свт. равноап. Мефодия в списке XV в. под названием «Память святителю Мефодию Моравскому» (Ф. 87. № 24.4. Л. 32–33)
Краткое проложное житие свт. равноап. Мефодия в списке XV в. под названием «Память святителю Мефодию Моравскому» (Ф. 87. № 24.4. Л. 32–33)


Ньюсмейкер: Альянс Медиа Центр — 8991 публикация
Поделиться:

Интересно:

История ювелирного дела в России
21.11.2024 17:36 Аналитика
История ювелирного дела в России
С древних времен людей привлекают изделия из драгоценных металлов. Современные ювелиры в основном специализируются на изготовлении украшений, но исторически эти мастера также производили столовое серебро, декоративную и полезную утварь, а также церемониальные и религиозные предметы...
Аэронавты, совершившие первый в истории полет на воздушном шаре
21.11.2024 09:04 Новости
Аэронавты, совершившие первый в истории полет на воздушном шаре
241 год назад состоялся первый в истории полет человека на воздушном шаре, который изобрели братья Монгольфье. 21 ноября 1783 года из замка в окрестностях Парижа в полет на чудо-аппарате диаметром 15,5 метра и высотой 24 метра, отправились французы - физик Жан-Франсуа Пилатр де Розье и маркиз...
В РФ более 6,7 млн женщин ведут деятельность как ИП или самозанятая
20.11.2024 13:56 Аналитика
В РФ более 6,7 млн женщин ведут деятельность как ИП или самозанятая
В России осуществляют деятельность 4,22 млн индивидуальных предпринимателей, из которых 1,75 млн – женщины. Доля женского предпринимательства среди ИП последние годы относительно стабильна и составляет 41,5%, говорится в исследовании Корпорации МСП, приуроченном ко дню женского...
Что ждет участников Московской молодежной антарктической экспедиции
20.11.2024 11:37 Мероприятия
Что ждет участников Московской молодежной антарктической экспедиции
В столице объявили участников Московской молодежной антарктической экспедиции. По итогам отбора количество мест было увеличено с 11 до 13. Теперь школьники и студенты колледжей смогут отправиться в уникальное путешествие на самый недоступный континент нашей...
О введении в России бумажных денег (ассигнаций) в XVIII веке
20.11.2024 10:05 Аналитика
О введении в России бумажных денег (ассигнаций) в XVIII веке
29 декабря 1768 г. (9 января 1769 г.) Императрица Екатерина II издала Манифест об основании двух ассигнационных банков и выпуске ассигнаций. На учреждённые в Санкт-Петербурге и Москве банки был возложен обмен медных денег на государственные ассигнации четырёх достоинств:...