20.05.2023 10:27
Новости.
Просмотров всего: 3620; сегодня: 2.

235 лет подвигу капитана 2-го ранга Сакена

235 лет подвигу капитана 2-го ранга Сакена

31 мая (20 мая по старому стилю) 2023 г. исполняется 235 лет подвигу, вошедшему в анналы истории отечественного флота. Совершил его капитан 2-го ранга Иоганн-Рейнгольд (Христофор Иванович) Сакен (Остен-Сакен), который предпочел смерть в бою позору плена.

Герой происходил из дворян Курляндской губернии. Родился Иоганн-Рейнгольд, очевидно, в 1755 г., в небогатой семье капитана русской службы. В 1766 г. Сакен с братьями был отправлен для обучения в Морской кадетский корпус в Петербурге, который и окончил в марте 1772 г. с производством в мичманы. Вскоре молодой офицер на 74-пушечном корабле «Чесма» в составе эскадры контр-адмирала В.Я. Чичагова совершил переход с Балтики в Средиземное море, приняв, таким образом, участие в окончании Первой Архипелагской экспедиции. На «Чесме» 28 октября 1772 г. Сакен получил боевое крещение в Патрасском сражении русского и турецкого отрядов, когда в упорной артиллерийской дуэли были уничтожены восемь фрегатов и восемь шебек противника. На Балтику Христофор Иванович вернулся лишь в 1775 г., приобретя за трехлетнее плавание прекрасный опыт. Дальше последовала обычная для тех лет служба, с постепенным производством в чины – лейтенанта (1777 г.) и капитан-лейтенанта (1784 г.). В 1786 г. Сакен ходил на фрегате «Мария». В том же 1786 г. он в числе других офицеров был переведен на Черное море, где приближалась война с Турцией.

Весной 1787 г. Сакен, уже произведенный в капитаны 2-го ранга, исполнял обязанности советника интендантской экспедиции Черноморского правления. В августе того же года с командой в 600 человек он был отправлен заготавливать лес и строить шлюпки и баркасы. В том же августе Турция, не смирившаяся с потерей Крыма, начала против России боевые действия.

Перед второй кампанией русско-турецкой войны 1787–1791 гг. были предприняты активные меры по усилению русского флота. Севастопольская эскадра, жестоко потрепанная во время шторма в сентябре 1787 г., спешно ремонтировалась. Для флотилии, которая должна была защищать от турок Днепровский лиман, строились новые корабли. Главной задачей кампании светлейший князь Г.А. Потемкин определил занятие Очакова и других прибрежных пунктов, что, в частности, помогло бы полностью контролировать лиман и обезопасить верфи. Флотилию возглавил принц К. Нассау-Зиген.

Турецкий флот, также не терявший зимой времени и значительно усилившийся, в мае подошел ко входу в лиман. Занимавший, как и в 1787 г., Кинбурнское укрепление А.В. Суворов послал Нассау-Зигену в Глубокую пристань просьбу – прислать авангардный отряд. Принц выслал небольшое парусно-гребное судно – дубель-шлюпку, – а также две вооруженных единорогами запорожские лодки с солдатами. Этим маленьким отрядом командовал опытный капитан 2-го ранга Х.И. Сакен.

Черноморские дубель-шлюпки тех лет – небольшие деревянные суда для действия в прибрежной зоне и на реках. Они имели длину 22 м, ширину 5,2 м, осадку до 1,7 м, и приводились в движение веслами и косыми парусами, поднимавшимися на двух мачтах. Артиллерийское вооружение состояло из двух носовых двухпудовых единорогов, двух орудий поменьше и пяти фальконетов. Экипаж, помимо командира, включал двух унтер-офицеров, 10 канониров и 40 матросов и солдат.

18 мая у Кинбурна появился турецкий флот. Корабли и фрегаты противника остались в море, а парусно-гребные суда подошли к Очакову. Сакен отправил запорожские лодки к Нассау-Зигену и запросил помощи. Принц, имевший распоряжение Потемкина до времени скрывать свои силы, послал Сакену ордер: «С получением сего рекомендую вашему высокоблагородию прибыть сюда, убегая однакож не иметь никакого дела с находящимися в лимане турецкими судами».

Получив приказ К. Нассау-Зигена, Сакен около двух часов пополудни 20 мая отплыл от Кинбурнской косы в сторону Глубокой пристани. Сохранилось свидетельство о том, что он сказал своему другу подполковнику Ф.И. Маркову: «Мое положение опасно, но честь свою спасу. Когда турки атакуют меня двумя судами – возьму их; с тремя – буду сражаться; от четырех не побегу, но если нападет более, то тогда – прощай, Федор Иванович, мы уж больше не увидимся».

В погоню за дубель-шлюпкой ринулись 30 вражеских галер. Пользуясь сильным ветром с моря, Сакен поставил паруса, часть преследователей отстала. Однако 13 легких турецких галер настигали русских. На подходе к устью Буга Христофор Иванович пересадил 9 матросов в 8-весельный ял, отдал им флаг и документы, приказав уходить к флотилии. Сам он планировал, когда турки его догонят, развернуться и принять бой, использовав мощные единороги. Это, судя по всему, не удалось.

Матрос Тимофеев позднее показал: «Командир приказал нам с яликом идти вперед, дабы не мешать ему в ходу и действии, а сам, будучи в невозможности далее ретироваться, был догнат и взят на абордаж одною галерой, а потом и другие к нему достигали суда. Между тем, когда мы отдалились уже верст до двух расстояния, то приметили мы чрезвычайный дым с треском, из чего и заключили, что наша дубель-шлюпка с окружающими оную судами была взорвана на воздух, что все происходило часу в 6-м того же дня пополудни».

Капитан-лейтенанта П.А. Данилов, командовавший фрегатом на русской эскадре, стоявшей у Станиславовского мыса, вспоминал: «услышали мы взрыв во время сильного ветра с моря, а потом [увидели] ялик, идущий к нам под простреленными парусами, который сказывал, что капитан Сакен послал его сюда, сам взорвал свою дубель-шлюпку и с 4 турецкими галерами около него бывшими». Данилов, уже будучи вице-адмиралом в отставке, рассказывал известному военному историку А.В. Висковатову, что спустя несколько дней после боя на берегу было найдено тело офицера без головы с орденом Св. Георгия на груди – очевидно, это был Сакен.

Увидев бой и «великий дым», начальник парусной эскадры Алексиано послал четыре фрегата на выручку, но турки, ввиду наступавшей темноты, успели скрыться. На фрегат «Бористен» подняли обломок мачты, а «остатки корпуса видны были в отдалении от левого берега Буга». Позднее из воды подняли мачту и двухпудовый единорог.

При описании подвига Сакена нередко указывается, что капитан бросил факел в крюйт-камеру и что при взрыве дубель-шлюпки погибли четыре турецких галеры. Достоверных сведений об этом нет. Однако победа обошлась противнику не дешево, турки ее не праздновали.

Князь Г.А. Потемкин, изучив донесения и лично поговорив с матросом Тимофеевым, 27 мая в донесении императрице сделал акцент на моральном эффекте: «Достигаемый турками капитан Сакен отправил к флотилии маленькую шлюпку, у него бывшую, приказав им объявить об опасном своем положении, и что ни он, ни его судно в руках турецких не будут; сии матросы видели его, окруженного неприятелем, сцепившегося с оным и поднявшегося на воздух. Если при сем случае не истребил он с собою судна неприятельского, так как уверяют, то неустрашимость, с которою он сражался, и геройская смерть показала туркам, каких они имеют неприятелей».

Екатерина II, получив сообщение о подвиге, тут же велела запросить сведения о семье покойного. Вскоре она пожаловала родных Сакена имением.

В январе 1844 г. император Николай I, прослышавший о давнем подвиге, приказал уточнить – «к какому колену фамилии Сакеных он принадлежал, а также что сделано в пользу семейства его». На справке, подготовленной начальником Архива Морского министерства Г.Н. Трескиным, осталась помета А.С. Меншикова: «Государь Император изволил читать. 26 января 1844 г.».

В 1855 и 1856 г. в журнале «Морской сборник» вышли две обстоятельные, дополнявшие друг друга статьи о Сакене и его подвиге. В январе 1886 г. имя героя было присвоено строившемуся в г. Николаеве минному крейсеру «Капитан Сакен». Когда же в 1907 г. корабль по старости перечислили в портовые суда, имя было передано новому эскадренному миноносцу.

Текст: А.Ю. Емелин, Российский государственный архив Военно-Морского Флота (РГАВМФ).

Источник: https://vk.com/rusarchives?w=wall-164851212_4992

Изображение 1. Фрагмент донесения принца К. Нассау-Зигена светлейшему князю Г.А. Потемкину о подвиге Р. Сакена. 24 мая 1788 г. РГАВМФ. Ф. 315. Оп. 1. Д. 15. Л. 52 об.

Изображение 2. Распоряжение адмиралу С.К. Грейгу предоставить императрице сведения о роде Сакенов. 4 июля 1788 г. РГАВМФ. Ф. 223. Оп. 1. Д. 46. Л. 159–159об.

Изображение 3. Гравюра, посвященная подвигу Р. Сакена, выполненная по распоряжению Екатерины II. История русской армии и флота. Вып. VIII. М., 1912. С. 95

Изображение 4. Распоряжение А.С. Меншикова о сборе по повелению Николая I в Архиве Морского министерства сведений о подвиге Р. Сакена. 12 января 1844 г. РГАВМФ. Ф. 283. Оп. 1. Д. 5943. Л. 1.

Изображение 5. Первый лист справки о службе и гибели Р. Сакена, подготовленная начальником Архива Морского министерства Г.Н. Трескиным. С пометой А.С. Меншикова: «Государь император изволил читать. 26 января 1844 г.» РГАВМФ. Ф. 283. Оп. 1. Д. 5943. Л. 8.

Изображение 6. Описание подвига Р. Сакена, выполненное историком Ф.Ф. Веселаго для выбора императором названия новому минному крейсеру. 1886 г. РГАВМФ. Ф. 417. Оп. 3. Д. 10. Л. 105.

Изображение 7. Минный крейсер «Капитан Сакен». Начало XX в. РГАВМФ. Ф. Р-2239. Оп. 1. Д. 2887.


Исторические события:


Участники событий и другие указанные лица:


235 лет подвигу капитана 2-го ранга Сакена

235 лет подвигу капитана 2-го ранга Сакена

235 лет подвигу капитана 2-го ранга Сакена

235 лет подвигу капитана 2-го ранга Сакена

235 лет подвигу капитана 2-го ранга Сакена

235 лет подвигу капитана 2-го ранга Сакена

235 лет подвигу капитана 2-го ранга Сакена


Ньюсмейкер: Альянс Медиа Центр — 8997 публикаций
Поделиться:

Интересно:

История ювелирного дела в России
21.11.2024 17:36 Аналитика
История ювелирного дела в России
С древних времен людей привлекают изделия из драгоценных металлов. Современные ювелиры в основном специализируются на изготовлении украшений, но исторически эти мастера также производили столовое серебро, декоративную и полезную утварь, а также церемониальные и религиозные предметы...
Аэронавты, совершившие первый в истории полет на воздушном шаре
21.11.2024 09:04 Новости
Аэронавты, совершившие первый в истории полет на воздушном шаре
241 год назад состоялся первый в истории полет человека на воздушном шаре, который изобрели братья Монгольфье. 21 ноября 1783 года из замка в окрестностях Парижа в полет на чудо-аппарате диаметром 15,5 метра и высотой 24 метра, отправились французы - физик Жан-Франсуа Пилатр де Розье и маркиз...
В РФ более 6,7 млн женщин ведут деятельность как ИП или самозанятая
20.11.2024 13:56 Аналитика
В РФ более 6,7 млн женщин ведут деятельность как ИП или самозанятая
В России осуществляют деятельность 4,22 млн индивидуальных предпринимателей, из которых 1,75 млн – женщины. Доля женского предпринимательства среди ИП последние годы относительно стабильна и составляет 41,5%, говорится в исследовании Корпорации МСП, приуроченном ко дню женского...
Что ждет участников Московской молодежной антарктической экспедиции
20.11.2024 11:37 Мероприятия
Что ждет участников Московской молодежной антарктической экспедиции
В столице объявили участников Московской молодежной антарктической экспедиции. По итогам отбора количество мест было увеличено с 11 до 13. Теперь школьники и студенты колледжей смогут отправиться в уникальное путешествие на самый недоступный континент нашей...
О введении в России бумажных денег (ассигнаций) в XVIII веке
20.11.2024 10:05 Аналитика
О введении в России бумажных денег (ассигнаций) в XVIII веке
29 декабря 1768 г. (9 января 1769 г.) Императрица Екатерина II издала Манифест об основании двух ассигнационных банков и выпуске ассигнаций. На учреждённые в Санкт-Петербурге и Москве банки был возложен обмен медных денег на государственные ассигнации четырёх достоинств:...