История Российского Красного Креста насчитывает более 150 лет. Все эти годы организация оказывала помощь нуждающимся, облегчала страдания людей как в военное, так и мирное время. Ее работа и само возникновение в тесно связана с благотворительной деятельностью представительниц династии Романовых.
Предшественником Красного Креста в России была Крестовоздвиженская община сестер милосердия, учрежденная с началом Крымской войны в 1854 г. великой княгиней Еленой Павловной, женой великого князя Михаила Павловича. Руководителем общины был назначен знаменитый хирург Николай Иванович Пирогов, принимавший участие в разработке устава общины и обучении сестер.
В 1867 г. Россия присоединилась к международному движению Красного Креста. Император Александр II утвердил устав Российского общества попечения о раненых и больных воинах. Покровительницей общества стала императрица Мария Александровна, а сам император и все великие князья и княгини – почетными членами. В 1879 г. Общество было переименовано в Российское общество Красного Креста.
После смерти императрицы Марии Александровны покровительницей Российского общества Красного Креста стала цесаревна Мария Федоровна. Она пребывала в этой должности на протяжении 37 лет, с 1880 г. по 1917 г., и все эти годы принимала самое живое участие в организации оказания помощи страждущим.
Начало активного участия будущей императрицы в работе Общества связано с Русско-турецкой войной 1877–1878 гг. Переписка наследной четы за время пребывания цесаревича Александра Александровича в действующей армии на Балканах полна сообщений об отправке теплых вещей, медикаментов, гостинцев на фронт, а также о работе прибывших сестер милосердия, летучих отрядов и санитарных поездов.
В ноябре 1877 г. великая княгиня Мария Федоровна пишет супругу: «Мой дорогой милый друг, маленький муж! Это письмо тебе доставит фельдъегерь, которого я высылаю с новым грузом теплых вещей, надеюсь, что все будет принято с большой радостью, и полагаю, что вещи очень пригодятся нашим дорогим солдатам, для которых я сделала бы все, только чтобы подтвердить и доказать нашу любовь и восхищение» (ГА РФ. Ф.677. Оп.1. Д.888. Л.225. Перевод с французского Ю. В. Кудриной).
Получив вещи, великий князь Александр Александрович отвечал в письме от 8 декабря: «Моя милая душка Минни, начинаю это письмо ответами на твои два последних письма № 67 с фельдъегерем, который привез мне вещи для раздачи солдатам, и потом № 70, привезенное Димидовым-Лопухиным. Я очень, очень благодарен за присланные вещи; солдатам доставляет это такое огромное удовольствие, а вместе с тем это весьма полезные вещи и весьма нужные» (ГА РФ. Ф.642. Оп.1. Д.706. Л.217).
Забота о раненых русских воинах была искренним стремлением цесаревны: «Вчера вечером в 11 часов я была на Варшавском вокзале, где встречала санитарный поезд, привезший 165 раненых солдат и 6 офицеров, – пишет Мария Федоровна 7 ноября. – Бедный полковник Поливанов из московского гвардейского полка был очень тяжело ранен и, хотя он разговаривал, по всей видимости, очень страдал» (ГА РФ. Ф.677. Оп.1. Д.888. Л.188об.).
24 апреля 1878 г. великая княгиня Мария Федоровна была награждена знаком отличия Красного Креста первой степени за попечение о раненых и больных воинах.
В мирное время Российское общество Красного Креста помогало населению, пострадавшему от наводнений, пожаров, голода и других бедствий. Важным направлением деятельности общества была борьба с эпидемиями чумы и дифтерита.
Для увеличения финансирования Общества в 1900 г. был введен железнодорожный сбор, идея которого принадлежала императрице Марии Федоровне. Дополнительным сбором в пять копеек облагались билеты стоимостью выше 2 рублей в I и II классах и выше 8 рублей в III классе. По оценке министра финансов С.Ю. Витте, введение такого сбора позволило бы привлекать в бюджет Российского общества Красного Креста не менее 250 тысяч рублей ежегодно. Во время Первой мировой войны Мария Федоровна стала инициатором введения другого сбора – «подепешного» – на отправление телеграмм.
В 1904 г., с началом Русско-японской войны 1904-1905 гг., по распоряжению императрицы Марии Федоровны был объявлен сбор пожертвований на нужды Красного Креста. На склад императрицы в Аничковом дворце ежедневно поступали вещественные пожертвования для армии: от обществ и комитетов, от учебных заведений и кружков, от крестьян и военных, купцов и помещиков, членов императорского дома и служащих. Красный Крест оборудовал санитарные поезда с передвижными операционными, вещественные и продовольственные склады в городах на Дальнем Востоке, госпитали и санатории. Репутация Российского общества Красного Креста как эффективной, некоррумпированной структуры позволила привлечь огромное количество денежных средств и общественных сил для помощи русской армии.
К началу Первой мировой войны вдовствующей императрице было уже 66 лет. Несмотря на это, она с неутомимой энергией обратилась к заботам по организации помощи воинам. Об этом свидетельствуют памятные книжки Марии Федоровны, в которых она тщательно фиксировала произошедшие за день события. В коротких записях своего дневника за 1914 г. она почти ежедневно упоминает приемы представителей различных организаций и ведомств, врачей, сестер милосердия, военнослужащих, посещения складов и госпиталей. Под управлением Красного Креста в 1915 г. находились 71 госпиталь, 118 подвижных и этапных лазаретов, 11 санитарных поездов (из них два содержались на средства самой Марии Федоровны), 185 питательных пунктов, 58 передовых отрядов.
В 1914 г. при Российском обществе Красного Креста было создано Центральное справочное бюро о военнопленных. Сестрами милосердия по обе стороны фронта, а также представителями Международного и Датского обществ (деятельность Датского Красного Креста в России императрица Мария Федоровна поддерживала как урожденная датская принцесса) проводились регулярные осмотры лагерей для военнопленных с целью улучшения условий содержания в них.
Документы о деятельности императрицы Марии Федоровны как руководительницы Российского общества Красного Креста хранятся преимущественно в ее личном фонде ГА РФ. В него входят несколько сотен дел: докладные записки, справки, отчеты, ведомости поступления и расходования денежных средств, переписка, поздравительные адреса от отделений Общества со всей Российской империи. Среди прочего хранятся также и благодарственные письма солдат Русско-турецкой, Русско-японской и Первой мировой войны. Жизни многих из них были спасены благодаря санитарным поездам, эвакуационным лазаретам, военным госпиталям, устроенным при содействии Красного Креста.
Другим источником сведений об участии императрицы в помощи нуждающимся является обширная переписка Марии Федоровны с членами семьи, хранящаяся в личных фондах представителей династии Романовых, памятные книжки-дневники, которые великая княгиня, а затем императрица, вела все годы своей жизни в России на родном датском языке.
Автор: А.Р. Тараторина, Государственный архив Российской федерации (ГА РФ).
Источник: https://vk.com/rusarchives?w=wall-164851212_4954
Изображение 1. Диплом почетного члена Российского общества попечения о раненых и больных воинах, выданный великому князю Александру Александровичу 18 мая 1867 г.
Подписи – автографы императрицы Марии Александровны, генерал-лейтенанта П.П. Баумгартена. ГА РФ. Ф. 677. Оп. 1. Д. 22. Л. 1.
Изображение 2. Письмо великой княгини Марии Федоровны мужу великому князю Александру Александровичу. Ноябрь 1877 г. «Это письмо тебе доставит фельдъегерь, которого я высылаю с новым грузом теплых вещей, надеюсь, что все будет принято с большой радостью, и полагаю, что вещи очень пригодятся нашим дорогим солдатам, для которых я сделала бы все, только чтобы подтвердить и доказать нашу любовь и восхищение». Перевод Ю. В. Кудриной. ГА РФ. Ф. 677. Оп. 1. Д. 888. Л. 225.
Изображение 3. Письмо великого князя Александра Александровича жене великой княгине Марии Федоровне. Село Брестовец, Болгария. 8 декабря 1877 г.
«Моя милая душка Минни, начинаю это письмо ответами на твои два последних письма №67 с фельдъегерем, который привез мне вещи для раздачи солдатам, и потом №70, привезенное Димидовым-Лопухиным. Я очень, очень благодарен за присланные вещи; солдатам доставляет это такое огромное удовольствие, а вместе с тем это весьма полезные вещи и весьма нужные». ГА РФ. Ф. 642. Оп. 1. Д. 706. Л. 217.
Изображение 4. Рескрипт императора Александра II о награждении великой княгини Марии Федоровны знаком отличия Красного Креста первой степени за попечение о раненых и больных воинах. 24 апреля 1878 г. Подпись-автограф канцлера Российских императорских и царских орденов А.В. Адлерберга. ГА РФ. Ф. 642. Оп.1. Д. 2. Л. 1–2 (двойной).
Изображение 5. Докладная записка министра финансов С.Ю. Витте императрице Марии Федоровне о введении на железных дорогах нового сбора в пользу Российского общества Красного Креста. 29 октября 1900 г. Подпись–автограф С.Ю. Витте. ГА РФ. Ф. 642. Оп. 1. Д. 367. Л. 1–1об.
Изображение 6. Отчеты о поступлении пожертвований от разных лиц и учреждений в пользу Красного Креста за 8, 9 и 10 декабря 1904 г. Декабрь 1904 г. ГА РФ. Ф. 642. Оп. 1. Д. 389. Л. 25.
Изображение 7. Открытое письмо рядового Василия Петровича Кашковалова императрице Марии Федоровне. 23 апреля 1905 г. ГА РФ. Ф. 642. Оп. 1. Д. 3297. Л. 100–100об.
Изображение 8. Доклад сестер милосердия Российского общества Красного Креста П.А. Казем-Бек, Н.И. Оржевской и Е.А. Самсоновой и делегатов Датского общества Красного Креста К. фон-Спэт, Л. Твермес и Эрика С. Гениус по осмотру лагерей русских военнопленных в Германии. 22 ноября 1915 г. Перевод с немецкого. ГА РФ. Ф. 642. Оп. 1. Д. 430. Л. 4-6.
Изображение 9. Памятная книжка императрицы Марии Федоровны за 1914 г. Бумага, картон, муаровая ткань, металл, золотая краска, золотой обрез, чернила; типографская печать, рукопись. Автограф, на датском языке. Перевод по изданию: Дневники императрицы Марии Федоровны (1914–1920, 1923 гг.) / Под ред. Кудриной Ю.В. М.: Вагриус, 2005.
«31 октября / 13 ноября. Пятница.
В 10 ½ приходил Ильин [председатель Российского общества Красного Креста — прим.]. Проводив его, мы с Ксенией поехали в помещения Политехнического [и] Лесного институт[ов], предоставленные для раненых. Там их было множество. За раненым ухаживали студенты. Все устроено было прекрасно. Более чем за 2 часа я успела осмотреть лишь половину заведения. Все показывал нам брат [пропуск в тексте]. После зав[трака] я встретилась с Лазаревым и одним молодым датчанином Моллеруп Томс., которому я передала письмо для Вигго.
1/14 ноября. Суббота.
Утром встречалась с Куломзиным [председателем Романовского комитета для призрения детей-сирот — прим.]. В 11 ½ прибыл огромный [санитарный] отряд Ксении, в котором было 92 человека. Пришли: Вера Орбелиани, М., Игнатьев[ва] и м[аленькая] Евреинова. В этом отряде все они выступали в качестве сестер милосердия. Там было также несколько врачей, гр[аф] Берг с несколькими санитарными машинами. Возглавлял[а] отряд Шателен. После их ухода была еще депутация из Гатчины. Они мне передали деньги для моего Склада. Ирина больна и лежит в постели. Феликсу стало уже лучше».
ГА РФ. Ф. 642. Оп. 1. Д. 41. Л. 114.
Изображение 10. Вдовствующая императрица Мария Федоровна и великая княгиня Ксения Александровна у постели раненого в одной из палат госпиталя, оборудованного в здании Политехнического института. [1914–1915 гг.]. Фотобумага, фотопечать. ГА РФ. Ф. 662. Оп. 2. Д. 68. Л. 1.
Участники событий и другие указанные лица: