В Выставочном зале федеральных архивов в Москве состоялся пресс-показ историко-документальной выставки "Екатеринина державаˮ: пространства власти в Российской империи эпохи Екатерины Великой".
Она производит сильное впечатление, поскольку посвящена одной из величайших женщин российской истории. Это более 300 подлинных архивных документов екатерининской эпохи, преимущественно находящихся на хранении в Российском государственном архиве древних актов.
Вряд ли документ и архив вылечит тех, кто в соседней стране крушит памятники российским государственным деятелям. Выставка для тех, кто хочет знать и уважать свою историю. Здесь есть, на что посмотреть. Например, впервые демонстрируются документы об основании Херсона, Екатеринослава (современное название - Днепр), Мариуполя, Николаева, Одессы, о строительстве Новоалександровской крепости (сейчас этот город называется Запорожье), о создании литейного завода при реке Лугани в Донецком уезде.
Впервые посетители выставки увидят доклад сенаторов от 22 марта 1764 года об учреждении Новороссийской губернии. На нем летучим своим почерком Екатерина II исправила название: велела вместо Екатерининской "называть Новароссийская губерния".
Особое место в экспозиции занимают документальные материалы о присоединении Крыма к Российской империи в 1783 году. Можно увидеть главный документ - Манифест Екатерины Второй "О принятии полуострова Крым, острова Тамана и всей Кубанской стороны под российскую державу".
Показаны и сведения о строительстве Симферополя и базы Черноморского флота Севастополя. Рядом - свидетельства о знаменитом путешествии Екатерины II в Новороссию и Крым в 1787 году. Херсон в своей переписке императрица разрешила почитать "между самыми лучшими городами нашими".
В экспозиции представлены и другие политически значимые для нас сегодняшних документы, которые связаны с правлением великой женщины. Например, Георгиевский трактат о признании царем Картли-Кахетии Ираклием II верховной власти и покровительства Российской империи 1783 года.
Выставка полна важнейшими для истории страны свидетельствами, однако она и про человека. С этой стороны любопытен текст письма императрицы, в котором она отклоняет поднесенные ей депутатами Уложенной комиссии титулы "Великой Екатерины, Премудрой и Матери Отечества". К слову, при жизни она не позволяла ставить себе памятники, а вот после смерти они появились в Санкт-Петербурге, Екатеринославе, Очакове, Одессе, Вильно и других городах.
- Посмотрите, здесь представлены карты Мариуполя, Николаева и Симферополя, чтобы сравнить градостроительную деятельность Екатерины, - рассказывает "РГ" куратор выставки Светлана Болотина. - Первые возводились с нуля - это регулярная застройка. А Симферополь строили там, где жили люди, поэтому получились такие извилистые улицы".
Архивист показывает книгу, где регистрировались указы императрицы. Один из них - об основании Одессы, другой - строителю Дерибассу... "Все эти документы показывают, что с самого начала Одесса строилась как мультинациональный город, открытый для торговых судов. Здесь же можно посмотреть, кто жил в Одессе. Например, на конец 1790-х годов в городе мужчин 1362, женщин - 519. То есть в основном в Одессе проживали военные. Иностранцев - около 250 человек. И очень много еврейского населения", - говорит Светлана Болотина.
В архиве есть сведения, сколько церквей было построено, сколько казенных зданий.
"Мы показываем типографский плакат, посвященный 100-летию Одессы. Одесситы опубликовали портреты своих главных учредителей и строителей. Это Екатерина Вторая, Иосиф Дерибасс, Решилье и действующий генерал-губернатор Земской", - сообщает куратор.
Авторские рукописи сочинений Екатерины II - особый, наверное, самый удивительный раздел выставки. Ее талант - в многообразии жанров, которыми владела императрица. Самые известные письма адресовались ни больше ни меньше, а Вольтеру. В витрине автографы комедий "Обманщик" и "Шаман Сибирский", повести "О Кире", оперы "Иван-царевич" и "Сказки о царевиче Февее", педагогических трудов "Детские разговоры" и "Бабушкина азбука", нравоучительных афоризмов и публицистики для журналов "Всякая всячина" и "Собеседник".
Удивителен легкий и очень четкий почерк императрицы. "С Вальтером она переписывалась по-французски (экспозицию начинают упражнения по каллиграфии принцессы Ангальт-Цербстская), на этом же языке писала и воспоминания. Но документы, касающиеся государственных дел, сделаны только по-русски. Кстати, чернила императрица посыпала золотым песком. Это верный признак ее авторства.
Автор: Елена Новоселова. Российская газета.
Изображение: РГАДА.
Участники событий и другие указанные лица: