15 мая 2023 года в Доме русского зарубежья имени Александра Солженицына стартовала международная научная конференция «На сопках Маньчжурии: дороги и судьбы русской эмиграции в Китае. К 125-летию начала строительства КВЖД». Дискуссия состоялась при поддержке Российского исторического общества и фонда «История Отечества».
Напомним, 125-летие начала строительства КВЖД и 125-летие основания Харбина входят в список приоритетов Российского исторического общества.
Участники дискуссии обсудят ход строительства КВЖД, историю Харбина и его русской диаспоры, а также историко-культурное наследие выдающихся деятелей русского зарубежья, живших в Китае.
Старт конференции дал директор Дома русского зарубежья, член Совета РИО Виктор Москвин. Он отметил роль открывшегося мероприятия в укреплении добрососедских связей между Россией и Китаем:
«Отношения между Россией и Китаем, благодаря нашему Президенту, находятся на очень большой высоте. Уверен, что наша конференция внесёт свой вклад в укрепление дружбы и сотрудничества между двумя нашими великими народами».
С приветственным словом к участникам дискуссии также обратился ВРИО председателя Правления Российского исторического общества, исполнительный директор фонда «История Отечества» Руслан Гагкуев. Он обратил внимание на культурный след, который оставило строительство железнодорожной магистрали:
«125-летия начала строительства КВЖД, основания Харбина входят в перечень приоритетных тем Российского исторического общества на текущий год. Поэтому мы были очень рады поддержать этот проект. Строительство Китайско-Восточной железной дороги в конце XIX века было одним из самых крупных инфраструктурных проектов того времени и сыграло большое значение в развитии как российского Дальнего Востока, так и Китая. Начав строительство дороги в 1897 году, за 6 лет строители проложили порядка 2 тысяч километров, соединив Читу с Владивостоком. В годы Русско-японской войны она сыграла большую роль в снабжении армии всем необходимым. Важно также помнить и о культурном следе, который оставило строительство КВЖД — город Харбин, 125-летие которого мы отмечаем в этом году. Он был основан русскими путейцами как одна из станций Китайско-Восточной железной дороги. Всю свою сравнительно небольшую историю Харбин был неразрывно связан с нашей страной».
Руслан Гагкуев отметил, что РИО и фонд «История Отечества» считают изучение истории КВЖД и Харбина своими приоритетами. В числе поддержанных Обществом и Фондом проектов — Всероссийский научный форум «Путь на Восток: транспортные коммуникации в международном историко-культурном контексте. К 125-летию начала строительства КВЖД», состоявшийся в 2022 году в Российском государственном педагогическом университете имени А.И. Герцена, и книга-альбом «Китайско-восточная железная дорога», подготовленная сотрудниками Центрального музея железнодорожного транспорта. Один из наиболее масштабных исследовательских проектов, созданных при участии Российского исторического общества, — двухтомное издание «Русское зарубежье. Великие соотечественники: 100 судеб русской эмиграции». В альбоме-сборнике собраны биографические очерки видных деятелей русского зарубежья, в том числе и тех, кто жил в Китае, — Александра Вертинского, Николая Устрялова, Петра Гуляра и других.
Напомним, в апреле 2023 года в посольстве Швейцарии в России состоялась презентация двухтомного альбома-энциклопедии «Русское зарубежье. Великие соотечественники: 100 судеб русской эмиграции».
Другой крупной инициативой, реализованной отечественными историками, стало перезахоронение останков Владимира Оскаровича Каппеля — генерала, военачальника, одного из лидеров Белого движения на Востоке России.
«В ограде Свято-Иверской церкви [в Харбине] долгое время покоился прах генерала Белой армии Владимира Каппеля. Только сравнительно недавно он был перезахоронен в некрополе Донского монастыря в Москве. Это было знаковое для всех нас событие», — подчеркнул Руслан Гагкуев.
Владимир Оскарович скончался в 1920 году в окрестностях станции Тулун и был захоронен в Харбине. Некрополь Донского монастыря стал уже третьим местом захоронения Владимира Каппеля — первоначально он был похоронен в Чите, откуда его гроб перевезли в Харбин. С 2002 по 2006 годы отечественные историки занимались вопросами поиска, эксгумации и переноса останков генерала Каппеля в Россию. В 2007 году останки Владимира Оскаровича удалось эксгумировать и перевезти в Россию — 13 января 2007 года генерал-лейтенант был торжественно погребён на воинском кладбище Донского монастыря в Москве. Теперь Владимир Каппель покоится между философом Иваном Ильиным и генералом Антоном Деникиным, останки которых были перевезены в Москву в октябре 2005 года.
В свою очередь, директор Института российской истории РАН, член Президиума Российского исторического общества Юрий Петров подчеркнул роль исследований, посвящённых истории КВЖД и русской эмиграции в Китае, в укреплении российско-китайского научного взаимодействия:
«Мы имеем немалые контакты с китайскими коллегами. С Китайской академией общественных наук в Пекине мы проводим регулярные встречи по разным темам нашей истории. В Китае много академических институтов, которые занимаются тематикой российско-китайских отношений, и университетов, которые ведут исследовательские программы на эту тему. Здесь хотел бы отметить Пекинский государственный педагогический университет и профессора Чжан Цзяньхуа, у которого я в свое время читал лекции для студентов, и Цзилиньский государственный университет в городе Чанчунь вместе с профессором Чжан Гуансян, который является одним из ведущих специалистов-русистов. Со всеми ними у нас сложились добрые отношения, мы проводили конференции, семинары, читали лекции китайским коллегам. Я считаю, что наши отношения между учеными сейчас на подъеме. Уверен, что дальнейшие исследования не за горами и внесут новые открытия».
В рамках пленарной части конференции с докладом, посвящённым повседневной жизни Харбина, выступила главный научный сотрудник лаборатории фронтирных исследований Амурского государственного университета Анна Забияко. Она передала в дар Дому русского зарубежья и Институту российской истории РАН иллюстрированную монографию «Легенды старого Харбина: к 125-летию начала строительства Китайско-Восточной железной дороги: исторический путеводитель», подготовленную при поддержке фонда «История Отечества».
Работа конференции продлится до 16 мая. В рамках нескольких секций участники представят 90 докладов, посвящённых русской диаспоре в Маньчжурии, ходу строительства Китайско-Восточной железной дороги и роли Харбина в истории КВЖД и русской эмиграции.
Текст: Михаил Дорофеев.
Фото: Александр Шалгин.
Источник: https://historyrussia.org/sobytiya/v-dome-russkogo-zarubezhya-startovala-konferentsiya-na-sopkakh-manchzhurii.html
Участники событий и другие указанные лица: