В Мадриде более 1000 человек приняли участие в шествии Бессмертного полка. Причём в одном ряду шли как российские соотечественники, так и испанцы. Провокаторы пытались сорвать шествие, но полиция быстро пресекала их действия. О том, как прошёл Бессмертный полк в Мадриде, рассказывает один из его организаторов Роман Демьян.
– До самого последнего момента существовала опасность, что шествие Бессмертного полка может не состояться. Чего конкретно вы опасались?
– Разрешение на наше шествие было согласовано с властями Испании. Но 1 мая было обращение украинских политиков к испанскому правительству с требованием запретить шествие Бессмертного полка. И мы, конечно, немного опасались. Мы понимали, что напрямую шествие запретить нельзя, но можно найти формальный предлог для запрета – например, невозможность обеспечить безопасность участников шествия. Понимая это, мы заранее подстраховались – у нас была своя служба безопасности, а также были испанские адвокаты, которые были готовы оспорить запрет. <...> Мы всё это проводили при поддержке испанских организаций. Испанцев такие бесцеремонные требования сильно возмутили, и они сказали, что шествие состоится однозначно. Тут уже было дело принципа.
Единственное, чего мы опасались, – это попыток провокаций. <...> Полиция отработала на все сто процентов – никаких провокаций в наш адрес допущено не было.
– А в прошлом году были стычки, когда украинцы пытались сорвать шествие Бессмертного полка?
– Да, была провокация. <...> Но полиция тогда очень быстро пресекла эту провокацию.
В этом году тоже попытались устроить провокации. Но наша служба безопасности была усилена людьми, которые профессионально занимаются охраной. К тому же полиции было много, и они моментально реагировали на любую попытку провокации.
– Кто принимал участие в шествии Бессмертного полка? Вы говорили, что некоторые люди даже прилетели из Португалии ради этого.
– Да, и из Португалии, и со всей Испании – из Барселоны, Аликанте, Валенсии. Дело в том, что я с 2014 года занимаюсь оказанием гуманитарной помощи Донбассу, и в 2015 году за это меня внесли на украинский сайт «Миротворец» (экстремистский украинский сайт, запрещённый в России, – ред.). Поэтому меня многие испанцы знают. Так что те, кто приехали из других провинций Испании, тоже не первый год участвуют в шествии Бессмертного полка.
Сами испанцы тоже прекрасно знают, что такое фашизм. И прошлое Испании неоднозначное, тяжёлое. На данный момент Испания достаточно разделена, и тема фашизма у них очень больная.
– Много было испанцев на шествии?
– У нас испанцев очень много было. Думаю, пятьдесят на пятьдесят. А в первом шествии Бессмертного полка, которое мы проводили в Мадриде в 2016 году, процентов 90 у нас были испанцы.
Понимаете, организацией Бессмертного полка нужно заниматься в течение года, а не за две недели до 9 Мая. Мы в течение года работаем, проводим совместные мероприятия, сотрудничаем по другим направлениям. Первый наш Бессмертный полк мы проводили на базе людей, которые оказывали гуманитарную помощь Донбассу. Также мы всегда подчёркиваем, что это не только наш русский праздник, мы чтим память испанцев, которые воевали в рядах Красной армии. Поэтому мы пытаемся найти точки соприкосновения, чтобы привлекать в наше шествие и людей из страны проживания. Главное для нас – сохранить формат шествия Бессмертного полка и нашу общую историческую память, поскольку народ Испании также боролся против фашизма.
Кстати, в конце шествия мы объявили минуту молчания в память о тех, кто погиб во время Второй мировой войны, сражаясь с фашизмом, в том числе тех, кто погиб, сражаясь сегодня с государством, продвигающим нацистскую идеологию.
– Судя по фотографиям, в вашем шествии принимало участие много молодёжи.
– Да, молодёжи было много. Многие наши соотечественники пришли с детьми – целыми семьями. Люди нам доверяют, и когда мы сказали, что безопасность будет обеспечена, они не побоялись прийти с детьми. После окончания шествия наша служба безопасности вместе с полицией довели всех участников до метро, чтобы они спокойно сели в поезда и уехали домой. Мы стараемся людей не подставлять, чтобы не было каких-либо инцидентов.
– У вас были участники и из Молдавии, и из Белоруссии, откуда ещё?
– Да, были флаги Молдавии, были ребята из Армении, из Белоруссии. Даже украинцы были в нашем шествии, в том числе жители Тернополя.
– А что за молодой человек в форме ВДВ принимал участие в шествии? Он испанец?
– Да, он испанец. И более того, у него дома целый музей – два этажа экспонатов, посвящённых истории СССР. Он всю свою жизнь коллекционируют советскую символику. Здесь до сих пор существует Ассоциация испано-советской дружбы, которая начала свою деятельность во времена СССР. У них собрана уникальная библиотека с книгами, выпущенными ещё в 1924 году. Например, у них есть уникальное издание работ Ленина на испанском. Это одна из организаций, с которыми мы работаем.
Кстати, в нашем шествии принимали участии и члены Ассоциации детей войны, которые в своё время были вывезены в Советский Союз. Были представители Ассоциации испанских лётчиков, которые воевали в Красной армии, представители республиканских, антифашистских движений, некоторых коммунистических партий. Мы сотрудничаем со всеми этими организациями. Так что можно назвать это общественной дипломатией.
В конце нашего шествия состоялся небольшой митинг: испанский певец спел свои антифашистские песни, а испанка – преподаватель университета – рассказала об истории зарождения фашизма. По окончании шествия было зачитано обращение Всеиспанской платформы против баз НАТО в Испании в поддержку права защиты национальных интересов России, а также её исторических заслуг в победе над фашизмом в 1945 году.
Мы стараемся как можно больше вовлекать в наши мероприятия местных граждан. Но также для нас очень важно, чтобы все видели и нашу принадлежность к России – российскую символику. Я всегда говорю: не надо бояться чувствовать себя русскими. Надо гордиться своей страной и формировать её положительный образ с помощью общественной дипломатии.
Текст: Светлана Сметанина.
Фото представлены Романом Демьяном.