29 апреля во всем мире отмечается Международный день танца – одного из самых удивительных видов духовной деятельности людей – интересный, многогранный, яркий, несущий в себе огромный эмоциональный заряд.
Главная идея праздника – объединение всех направлений танца, как единой формы искусства, дающей возможность преодолевать все политические, культурные и этнические границы, объединять людей во имя дружбы и мира, позволяя им говорить на одном языке – языке танца.
Дата была учреждена в 1982 г. по инициативе Международного совета танца ЮНЕСКО. Предложил ее отечественный балетный деятель, хореограф, танцовщик, педагог, балетный теоретик, основатель театра, Народный артист РСФСР, профессор П.А. Гусев. Дата праздника выбрана не случайно: 29 апреля 1727 г. родился Жан-Жорж Новерр, французский балетмейстер, хореограф, теоретик и реформатор балета, который первым начал ставить самостоятельные танцевальные спектакли.
В СССР танцы были не только одним из любимых развлечений. Любые формы искусства в Советской стране, особенно такие зрелищные, как хореография, театр, музыка, пение, должны были демонстрировать успехи социализма. Новый человек, который строил социализм, должен был быть патриотом, любить народное творчество, учиться у народа, если он профессионал, и у народа и профессионалов, если он любитель.
С 1930-х гг. в Советском Союзе культура понималась как совокупность народного, профессионального и любительского творчества. Тогда же возник самостоятельный вид хореографической деятельности, появился термин «народно-сценический танец». Являясь приемником характерного танца, народно-сценическая хореография впитала все лучшее из его эволюционного опыта, одновременно обогащаясь образцами многонациональной танцевальной культуры и находясь в тесном взаимодействии с другими видами танца и музыкой.
В 1937 г. был создан первый профессиональный коллектив народного танца. Его организатор, Игорь Александрович Моисеев, писал: «Задачи ансамбля – создать пластические образы народного танца, отсеять все ненужное и чуждое ему, поднять исполнительское мастерство народных танцев на высший художественный уровень, развивать и совершенствовать ряд старых танцев, а также творчески влиять на процесс формирования народных танцев».
Первая репетиция нового ансамбля состоялась 10 февраля 1937 г., и с тех пор главными художественными принципами его развития стали преемственность и творческое взаимодействие традиций и новаторства. Для того, чтобы творчески обработать бытующие в то время образцы фольклора, артисты коллектива ездили по стране, отыскивали и фиксировали исчезающие танцы, песни, обряды. В результате появилась одна из первых программ ансамбля: «Танцы народов СССР» (1937-1938).
По образцу ансамбля народного танца И.А. Моисеева были созданы хореографические коллективы во всех республиках СССР, а также во многих европейских странах.
После начала Великой Отечественной войны Моисеев предложил выступать на фронте для бойцов, но в этом ему было отказано. Ансамбль был эвакуирован в Свердловскую область, где выступал на заводах, находившихся в эвакуации. При этом многие танцовщики ушли на фронт, но выступления продолжались. За свои концерты ансамбль выручил около полутора миллионов рублей – на эти деньги был построен танк «ГАНТ СССР» («Государственный ансамбль народного танца СССР») для Красной армии.
Ансамбль народного танца И.А. Моисеева стал первым советским коллективом, который в период существования «железного занавеса» выехал на Запад на гастроли. В 1955 г. артисты ансамбля впервые выступили в Париже и Лондоне. Триумф советской танцевальной труппы послужил первым шагом к международной разрядке. В 1958 г. ансамбль Моисеева также первым из отечественных коллективов выступил в США. Успешные гастроли, как признавала американская пресса, растопили лед недоверия к СССР.
За 77 лет И.А. Моисеев поставил около 300 номеров: хореографических миниатюр, танцевальных картин, одноактных балетов, различных сюит. Некоторые из них были созданы еще в довоенные годы, но до сих пор идут с аншлагами. Ансамбль по праву был и остается визитной карточкой нашей страны за рубежом.
Еще одна важная заслуга творческого коллектива – создание уникальной, единственной в мире моисеевской Школы танца. Ее отличительными чертами стали высокий профессионализм, виртуозная техническая оснащенность, способность к передаче импровизационной природы народного исполнительства. Танцовщик моисеевской школы – лучшая рекомендация в любой точке планеты в хореографическом коллективе любого направления. Звание «моисеевца» является синонимом высокого профессионализма.
Источник: https://vk.com/rusarchives?w=wall-164851212_4815