26 апреля 1985 года советские военнослужащие, находившиеся в плену в пакистанском лагере «Бадабер», подняли восстание.
Лагерь «Бадабер» находился в одноименном кишлаке, в 20 километрах от афганской границы. В 1983-1985 в нем был обустроен лагерь афганских беженцев, там же под прикрытием гуманитарной миссии был организован центр подготовки боевиков.
В этом лагере под присмотром инструкторов из США и некоторых других стран тренировали моджахедов, которых потом отправляли воевать против контингента советских войск в Афганистане. Впоследствии эти же люди поднимут оружие и против своих американских учителей. Лагерь, хоть и был нелегальным, негласно пользовался поддержкой пакистанских властей.
Кроме беженцев и будущих моджахедов, в лагерь привозили военнопленных — советских солдат и военнослужащих Вооруженных сил ДРА. Сколько было советских военнопленных, до сих пор точно не установлено. На данный момент выяснены имена 20 солдат, предположительно погибших во время восстания. Однако многие из них могли погибнуть в других лагерях.
Всем пленникам присваивали мусульманские имена и склоняли к переходу в ислам, а также призывали становиться моджахедами. Советских солдат использовали на самых тяжелых работах, плохо кормили и избивали за малейшую провинность.
Восстание.
Бадаберская тюрьма была хорошо защищена, и считалось, что из нее невозможно убежать. Но группа военнопленных решила совершить попытку.
26 апреля во время вечернего намаза, когда весь контингент лагеря собрался на плацу, советские солдаты сняли двух часовых, освободили остальных пленников и захватили арсенал оружия. Вскоре все охранники лагеря были уничтожены.
Но побег не удался. Душманы и пакистанские военные окружили лагерь и потребовали сдаться в обмен на сохранение жизни. Восставшие понимали, что в живых и их не оставят, и не согласились с требованиями. Они поставили свои условия — встречу с представителями советского посольства, ООН или Красного Креста. Окружившие их военные на такие условия пойти тоже не могли — это означало бы международный скандал.
Лидер террористической группировки «Исламское общество Афганистана» Бархануддин Раббани (будущий президент Афганистана) приказал взять лагерь штурмом. Штурм продолжался всю ночь, но осажденные умело держали оборону, заняв крышу арсенала, и даже едва не убили самого Раббани выстрелом из гранатомета. Все атаки штурмующих были отбиты, при этом пакистанские военные и душманы понесли значительные потери.
Утром Раббани принял решение уничтожить лагерь со всеми восставшими. Лагерь начали обстреливать с применением тяжелой артиллерии. В результате взрыва арсенала с оружием лагерь был уничтожен — вместо него осталась лишь воронка диаметром в десятки метров. Взрыв был такой силы, что его зафиксировали несколько сейсмостанций. Человеческие останки находили в радиусе 4 миль.
До сих пор не установлено (и не будет установлено никогда), почему взорвался арсенал — может быть, от попадания снаряда, или его взорвали сами военнопленные.
Последствия.
В том же году вышел номер пешаварского журнала «Сафир», в котором рассказывалось о восстании, но пакистанские власти конфисковали весь тираж. Позже левая пакистанская газета «Муслим» все же рассказала правду о произошедшем. Вслед за ней новость распространили западные СМИ.
В советских газетах материалы об этом событии появлялись в мае 1985 года, однако к какому-то резонансу они не привели. Много позже об этом событии стали снимать документальные и художественные фильмы, писать книги и серьезную аналитику.
Пакистанские власти признали факт гибели советских солдат только в декабре 1991 года и то только после того, как об этом рассказал Бархануддин Раббани, ставший в следующем году президентом Афганистана. До этого пакистанская сторона несколько лет отрицала наличие лагеря на своей территории и уж тем более наличие военнопленных. В 1992 году заместитель министра иностранных дел назвал имена лишь шестерых военнопленных, погибших в Бадабере.