Архиепископ Крымский Лука (Войно-Ясенецкий) стал знаковой фигурой в истории Русского православия периода советской эпохи, соединив в себе, казалось бы, несовместимое: талант хирурга и церковное подвижничество.
В далеком 1946 г. Войно-Ясенецкому была присуждена Сталинская премия первой степени за научную разработку новых хирургических методов лечения гнойных заболеваний и ранений, спасших тысячи и тысячи советских бойцов. В 2000 г. определением Священного Синода Русской Православной церкви на Архиерейском Соборе святитель Лука был причислен к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских для общецерковного почитания. Память о нем так и живет в двух разнородных областях – в науке и религии. Открыты музеи и постоянно действующие выставки, установлены памятники и мемориальные доски, учреждены премии и стипендии, сняты фильмы и изданы книги, посвященные В.Ф. Войно-Ясенецкому – Священноисповеднику и Врачу-спасителю.
Лука Крымский (Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий) родился в г. Керчи 27 апреля 1877 г. в семье аптекаря Феликса Войно-Ясенецкого (1841-1931), римско-католического вероисповедания, и Марии Дмитриевны Кундиной (1849-1928), православного исповедания. При крещении в Троицком соборе г. Керчи 1 мая 1877 г. он был наречен в честь священномученика Валентина Интерамского.
В 1889 г. Ясенецкие переехали в Киев, где Валентин после окончания гимназии и Киевской художественной школы, обучался в Киевском университете на медицинском факультете (1898-1904).
В марте 1904 г., когда только что началась Русско-японская война, молодой врач Валентин Войно-Ясенецкий в составе военно-медицинского отряда Красного Креста выехал в Читу. Здесь он работал хирургом в военно-полевом госпитале и буквально через пару месяцев превратился в универсального врача, делавшего самые сложные операции. Там же 10 октября 1904 г. он женился на сестре милосердия Анне Васильевне Ланской.
В 1905 г., после расформирования госпиталя, Валентин Феликсович вместе с женой вернулся в европейскую Россию. Последующие годы, вплоть до февраля 1917 г., он служил в качестве земского врача в г. Ардатове (Симбирская губерния), в с. Верхний Любаж и г. Фатеж (Курская губерния), в с. Романовка (Саратовская губерния), в г. Переславле-Залесском (Владимирская губерния).
Много времени, в том числе и в свои отпуска, Валентин Феликсович отдавал учебе в экстернатуре Московского университета, анатомическим исследованиям в клиниках и земских больницах, работе в библиотеках, подготовке статей в медицинских изданиях. Войно-Ясенецкий поставил перед собой задачу разработать такие методы местного анестезирования, которые позволяли бы сделать хирургическое вмешательство щадящим для больного человека. 30 апреля 1916 г., в одной из аудиторий Анатомического института медицинского факультета Моcковского университета состоялась защита его докторской диссертации по теме «Регионарная анестезия». Впервые в мире были теоретически обоснованы методы предотвращения болевой пульсации путем обезболивания необходимой области тела.
В бурный 1917 г. уже достаточно известного хирурга В.Ф. Войно-Ясенецкого пригласили в Ташкент на должность главного врача городской больницы. Вскоре в Туркестан пришла советская власть, была провозглашена Туркестанская советская республика. Пришлось жить в новых военно-политических и хозяйственных условиях. В ноябре 1919 г. не стало жены Валентина Феликсовича, он остался один с четырьмя детьми.
1920 г. – это время вхождения В.Ф. Войно-Ясенецкого в церковную жизнь, активнейшего участия в приходских собраниях, на которых обсуждались вопросы современной меняющейся церковной жизни, и где Валентин Феликсович нередко выступал с беседами на темы Священного Писания. Епископ Ташкентский Иннокентий (Пустынский) предложил Войно-Ясенецкому принять священнический сан, что и состоялось в феврале 1921 г. Это событие произвело сенсацию в городе. С тех пор отец Валентин совмещал священническое служение с чтением лекций на медицинском факультете Ташкентского университета, где он возглавлял кафедру топографической анатомии и оперативной хирургии.
В мае 1923 г. в ссылку в Ташкент приехал епископ Томский Андрей (Ухтомский). Узнав о положении дел в епархии, где обновленческий раскол объявил войну «тихоновской церкви», он предложил отцу Валентину восприять епископский сан. Перед этим он тайно постриг его в монашество, выбрав и имя будущего епископа – Лука, в честь апостола-евангелиста, врача и иконописца.
31 мая 1923 г. в маленьком храме Николая Мирликийского в Пенджикенте епископы Волховский Даниил (Троицкий) и Суздальский Василий (Зуммер) совершили хиротонию о. Валентина во епископа. Так Лука возглавил Туркестанскую епархию. В Ташкенте студенты университета устроили митинг, требуя изгнания «профессора-епископа». Войно-Ясенецкий уволился по собственному заявлению.
10 июня 1923 г. епископа Луку арестовали, и начались 11 лет тюрем и ссылок. Основания: от «банального» обвинения в соучастии в убийстве до «классического» – организация и участие в деятельности контрреволюционной антисоветской церковно-монархической организации и шпионаж. Пребывая в заточении, стараясь сохранить себя как человека, Лука всегда стремился быть, пусть и на невидной должности, но при лечебных учреждениях, чтобы иметь возможность оказывать людям врачебную помощь и вести научную деятельность. Как ни парадоксально, но именно в ташкентской тюрьме ОГПУ он завершил рукопись книги «Очерки гнойной хирургии». По окончании, на заглавном листе написал: «Епископ Лука. Профессор Войно-Ясенецкий. Очерки гнойной хирургии». Из тюрьмы рукопись была отправлена в государственное издательство, а наркому просвещения А.В. Луначарскому ушло письмо с просьбой утвердить титульный лист монографии в его редакции. Луначарский ответил решительным отказом, сообщая, что «советское государственное издательство не может выпускать книг епископа Луки».
После второй ссылки на Север, с 1933 по 1937 гг. Войно-Ясенецкий вновь проживал в Ташкенте. Отказавшись от предложения митрополита Сергия (Страгородского) занять одну из кафедр, стремился максимально заниматься хирургической практикой, настойчиво предлагал наркомздраву создать специальный исследовательский институт гнойной хирургии. Заведовал отделением городской больницы, работал в Институте неотложной помощи и в Институте усовершенствования врачей. Осенью 1934 г. книга «Очерки гнойной хирургии» все-таки вышла. Современники посчитали труд наиболее полным и совершенно новым в этой области. В 1937 г. епископ Лука был арестован в третий раз, предан суду и отправлен в ссылку в Красноярский край.
В 1941 г. в связи с начавшейся Великой Отечественной войной Войно-Ясенецкий направил телеграмму в Верховный совет СССР с просьбой приостановить его ссылку и разрешить ему работать хирургом в любом из госпиталей. Осенью 1941 г. власти разрешили ему прилететь в Красноярск. Здесь в госпитале № 1515 он трудился последовательно на должностях: старшего ординатора, начальника медицинского отделения, главного хирурга, хирурга-консультанта госпиталей Красноярского края. Кроме того, читал лекции на курсах по повышению квалификации для военных врачей Красноярска и даже выезжал за пределы города и края. Это была работа на износ: 5-6 больших операций ежедневно. Красноярский краевой здравотдел в своих документах в вышестоящие партийно-государственные и медицинские организации постоянно отмечал среди «лучших» профессора Войно-Ясенецкого. В мае 1943 г. работники эвакогоспиталей Красноярского края в письме Верховному главнокомандующему И.В. Сталину среди первых «врачей-новаторов и рационализаторов в вопросах военно-полевой хирургии» выделяли «профессора Войно-Ясенецкого».
Летом 1942 г. формальный срок ссылки епископа Луки закончился, но он продолжал работать в госпиталях. Неожиданно из Московской патриархии пришло письмо от митрополита Сергия (Страгородского) с предложением вернуться к служению в качестве архиепископа Красноярского. После известной встречи И.В. Сталина с руководством Московской патриархии в ночь с 4 на 5 сентября 1943 г. было дано разрешение на проведение Архиерейского собора для избрания Московского патриарха и Священного Синода, в состав которого в качестве временного члена вошел и архиепископ Лука.
В феврале 1944 г. архиепископ Лука был переведен в Тамбовскую епархию. Перевод его состоялся при поддержке наркомата здравоохранения, обещавшего на новом месте «обеспечить широкое поле деятельности в госпиталях и крупной больнице». Действительно, кроме своих архиерейских обязанностей Лука занимался врачебной и консультационной практикой. Регулярно его вызывали для участия в заседаниях Священного синода. В Тамбовском облисполкоме в декабре 1945 г. архиепископу Луке была вручена медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.». Как отмечалось в представлении: «за большую работу, проведенную в госпиталях г. Тамбова, способствовавшую возвращению в строй раненых офицеров и бойцов Красной армии и за большую работу по повышению квалификации врачей».
Авторы: М.И. Одинцов, д.и.н., А.С. Кочетова, к.и.н., Российский государственный архив социально-политической истории (РГАСПИ).
Участники событий и другие указанные лица: