Около ста раритетов из коллекции музея отправились в путешествие по России. Большинство из них впервые покинули бывшую царскосельскую императорскую резиденцию. Масштабный передвижной проект «Рождённые дважды» рассказывает о том, каким был город Пушкин и знаменитый дворцово-парковый ансамбль после разрушений Великой Отечественной войны. Первым выставку примет Волгоград: 26 апреля она откроется в музее «Память» – филиале музея-заповедника «Сталинградская битва». Затем экспозицию увидят в Саратове и Казани. Проект продлится более семи месяцев и завершится в декабре этого года.
Эта выставка – о вечных ценностях, о силе человеческого духа, о спасенной красоте. Главные экспонаты – акварели и рисунки, которые хранятся в собрании музея-заповедника «Царское Село». Это важный художественный документ истории – более 30 работ ленинградских художников.
24 января 1944-го город Пушкин был освобожден от фашистской оккупации. А уже в марте 1944-го Государственная инспекция по охране памятников направила в только что созданную Дирекцию дворцов-музеев и парков г. Пушкина тех, кто зафиксирует состояние архитектурных шедевров. Сюда приехали молодые художники Александр Васильев, Нина Веселова, Ия Михранянц, Юрий Тулин, Леонид Хижинский и фотографы Михаил Величко, Сергей Гасилов, Илья Наровлянский. В их рисунках, набросках, акварелях и фотографиях предстала страшная картина разрушений. Многим тогда казалось, что возродить дворцово-парковый ансамбль невозможно. Материалов не хватало, художники работали в основном карандашом и тушью, и лишь часть работ выполнили в технике акварели и гуаши. Они верили в то, что занимаются важным делом – созданием документальной хроники эпохи. Сюжеты для зарисовок выбирали совместно с сотрудниками музея: художники зафиксировали фрагменты интерьеров и фасадов Екатерининского дворца, Камероновой галереи, Агатовых комнат и других объектов.
Индивидуальное восприятие каждым художником общей для всех трагедии на выставке дополняют сохранившиеся подлинные фрагменты отделки царскосельских дворцов и павильонов. Среди них – дракон с крыши домика в Китайской деревне; фрагменты барельефов («Триумф Амфитриты», «Купающиеся наяды», «Нептун и Галатея») из павильона «Холодная баня»; фрагмент в виде коралловой ветви с Большого китайского моста, а также – подлинная голова атланта времен Франческо Растрелли с фасада Екатерининского дворца, которую обнаружили во время реставрации Александровского дворца в 2020 году. Впервые за свою историю эти предметы покинули Царское Село.
О разрушениях царскосельского ансамбля и его возрождении свидетельствуют и другие экспонаты выставки – чертежи, документы, рукописные материалы, фотографии.
Искалеченный в годы войны Екатерининский парк был подготовлен к приему посетителей уже к летнему сезону 1945 года. Затем последовала сложнейшая и беспрецедентная работа по воссозданию дворцово-паркового ансамбля, которая продолжается и сегодня.
Выставка в Волгограде продлится до 1 июня 2023 года.
Фото: ГМЗ «Царское Село».