Присоединение Крыма к Российской империи случилось не вдруг. К этому держава наша шла долгие годы, терпеливо и настойчиво преодолевая на своём пути множество трудностей и невзгод. Выход к Чёрному морю являлся необходимым условием для обеспечения безопасности южных границ и развития экономики, но решать эти вопросы можно было только сообразуясь с военными и политическими возможностями страны.
Во второй половине XV в. Османская империя подчинила себе приморские территории Крыма на его южном и восточном побережье. Всем остальным владело вассальное Турции Крымское ханство, регулярно совершавшее грабительские набеги на русские земли, уводя в рабство десятки тысяч людей. Невольничий рынок в Кафе (Феодосия), через который, по мнению историков, прошло до 3 млн наших соотечественников, просуществовал вплоть до 1783 г., т.е. до присоединения Крыма к России.
Военные походы в пределы Крымского ханства в XVII в. успехом не увенчались. Слишком были растянуты коммуникации и затруднено снабжение. Кроме того, ещё в XV в. турки построили на Перекопе крепость, надёжно защитившую Крым со стороны материка. Первый Азовский поход Петра I в 1695 г. закончился неудачей, но уже через год турецкая фортеция Азов, перекрывавшая в устье Дона выход в Азовское море, при участии построенных на реке Воронеж кораблей была взята русскими войсками.
После неудачного Прутского похода 1711 года крепость пришлось вернуть туркам, но по результатам русско-турецкой войны (1735–1739) Азов вновь стал российским, и теперь уже навсегда. Тогда же русские войска под командованием генерал-фельдмаршала Б.Х. Миниха вошли в Крым и взяли столицу ханства Бахчисарай, а армия генерал-фельдмаршала П.П. Ласси захватила Карасубазаре (Белогорск). На этот раз Крым пришлось оставить, поскольку в землях Причерноморья у России не было прочного плацдарма.
Положение стало кардинально меняться во второй половине XVIII столетия. В 1764 г. сформировалась Новороссийская губерния, а после включения в Российскую империю по результатам Кючук-Кайнарджийского мира новых территорий весь край получил название Новороссия. Она то и стала тем плацдармом, который помог России в конечном итоге присоединить Крым. Самое деятельное участие в тех важных для империи событиях принимал ставший в 1774 г. новороссийским и азовским генерал-губернатором князь Г.А. Потёмкин, получивший за свои заслуги почётное наименование Таврический.
По итогам русско-турецкой войны (1768–1774) к России отошли крымские города Керчь, Еникале и Кинбурн, что позволило получить свободный выход в Чёрное море. Крымское ханство стало формально независимым от Стамбула, но Турция пыталась влиять на его внутреннюю жизнь. Обстановка в Крыму по-прежнему оставалась сложной и не однозначной. Османы и их татарские сторонники продолжали интриговать.
Последним крымским ханом стал Шахин-Гирей – человек образованный и понимавший необходимость проведения в ханстве уже давно назревших изменений. Тем не менее, движимый своими собственными интересами и подстрекаемый Стамбулом и его сторонниками он, несмотря на демонстративные изъявления симпатий к России, зачастую вёл двойную игру. До поры хан устраивал Петербург, как более-менее приличный союзник, однако своими не слишком профессиональными управленческими действиями он создал в Крыму взрывоопасную обстановку. Результатом стало вспыхнувшее осенью 1777 г. восстание. Вскоре стало очевидным, что Шахин-Гирей не сможет удержаться на троне без помощи российских войск, тем более что в конфликт на стороне мятежников открыто вмешалась Турция. В конечном итоге восстание было подавлено.
В 1778 г. назначенный военачальником в Крыму А.В. Суворов по указанию Г.А. Потёмкина обеспечил переход в российское подданство христианского населения Крыма и его расселение на земли Новороссии, что вызвало неудовольствие не только Шахин-Гирея, но и всей местной знати – ведь должен же был кто-то на них работать. В 1781 г. турки спровоцировали в Крыму очередной мятеж. Русские войска вновь вступили на полуостров и восстановили там порядок. Однако стало очевидным, что при таком положении дел в любой момент нужно ждать неприятностей. Побывавший в Крыму Г.А. Потёмкин на месте изучил ситуацию и пришёл к единственно правильному выводу – крымский вопрос необходимо решать кардинально. С этим он и отправился в Петербург…
В декабре 1782 г. Г.А. Потёмкин обратился к императрице Екатерине II с меморандумом, в котором наряду с прочими были воистину пророческие слова: «…Поверьте, что Вы сим приобретением (имеется в виду Крым – С.Ч.) бессмертную славу получите и такую, какой ни один государь в России ещё не имел. Сия слава проложит дорогу ещё к другой и большей славе: с Крымом достанется и господство в Чёрном море…».
В следующем 1783 г. было окончательно принято историческое решение, изменившее облик и судьбу России – 8 (19) апреля 1783 г. императрица подписала манифест «О принятии полуострова Крымского, острова Тамана и всей Кубанской стороны под Российскую державу», над которым она работала совместно с Г.А. Потёмкиным. Этот документ должен был храниться в тайне, пока присоединение ханства не станет свершившимся фактом. Манифест был обнародован в годовщину восшествия Екатерины II на престол – 28 июня 1783 г. и Г.А. Потёмкин лично принимал торжественную присягу крымской знати. Вслед за беями и мурзами на верность новому Отечеству присягнул и прочий крымский народ. Так в истории полуострова началась новая эпоха, наполненная как героическими, так и трагическими свершениями и событиями.
Шахин-Гирей официально отрёкся от престола, но в течение некоторого времени ещё продолжал вести политическую игру. В сложившейся обстановке Петербург предлагал хану переехать в один из трёх российских городов на выбор: Орёл, Калугу или Воронеж. Однако он не спешил, ссылаясь на безденежье. Потёмкин выдал хану изрядную сумму – 50 тыс. рублей, но тот под разными предлогами затягивал отъезд. Лишь в мае 1784 г., после долгих проволочек Шахин-Гирей отправился из Тамани сначала в Воронеж, а затем в Калугу. Но и здесь бывший правитель Крыма надолго не задержался. Хан испросил разрешения воссоединиться со своими единоверцами и, получив согласие Петербурга, выехал в Стамбул, оттуда он вскоре был выслан на остров Родос и там убит.
В Европе присоединение Крыма к России было принято в штыки, особенно во Франции, но по итогам русско-турецкой войны 1787–1791 гг. Турция окончательно признала присоединение полуострова к Российской империи и европейским монархиям ничего не оставалась, как признать этот факт.
В России искренне чтят память людей, принявших деятельное участие в судьбоносных для нашего Отечества событиях, а в фондах РГИА бережно хранятся многочисленные документальные свидетельства той героической эпохи.
Текст: С.В. Чернявский, к.и.н. Российский государственный исторический архив (РГИА).
Изображения: Российский государственный исторический архив (РГИА).
Участники событий и другие указанные лица: