Пятерых красноармейцев обнаружили поисковики московских отрядов «Витязь» и «Последний бой» в Зубцовском районе Тверской области.
«Из ямы подняли четверых. Один – в ремнях от командирского снаряжения. Вещей – практически нет. Ложка, ластик, карандаши и алюминиевая ложка. Еще – черпало от самодельной железной ложки, перочинный ножик, пластиковый мундштук от курительной трубки и – пачка слипшихся бумажек», - рассказал Максим Михин.
В Москве все привезенные носители были тщательно изучены в лаборатории «Солдатский медальон». Предполагаемый медальон оказался пачкой лезвий для безопасной бритвы. На ручке ложки после помывки стали различимы инициалы владельца – «Л.И.». Слипшиеся бумаги удалось практически без потерь развернуть - дивизионная или армейская газета.
Поисковики Зубовской экспедиции поделились в соцсети, как проходили раскопы.
Ваш Л.И. 31 августа 1942-ого.
Эта история началась неделю назад, когда они, вопреки планам и отвратительной погоде, собрались и рванули одним днем под Зубцов. Точнее – за Зубцов. Шел мелкий противный дождь. Реальность преломилась и застыла на фотографиях в серо-синих тонах. Выйдя из машины, он сразу понял, что включать прибор не имеет никакого смысла и даже не стал доставать сумку из машины. Посмотрел на небо, покорно взял щуп и побрел вдоль обочины к цели. Там, дальше, метрах в тридцати от дороги, начиналась цепь широких глубоких ячеек, выкопанных несколько лет назад.
- Ячейки выкопали, но влечение осталось, - подумал он.
Не торопясь сойдя с обочины и перебравшись через канаву, остановился, попробовал щупом землю и пошел щупать между еще не оперившимися деревцами. Не пройдя и 10 метров, он угадал ячейку и начал ее обтыркивать. По центру, вдоль боков и под косым углом. Несколько раз щуп характерно шоркнул.
- Копай, - подумал он.
Конечно, ячейка была мокрой. Но как же не проверить, когда шоркает? Да никак… Он выкопал шурф и присел перед ямкой, стремительно наполняющейся водой. Молча опустил руку в коричневую жижу и вытянул оттуда тонкую черную кость человеческой руки:
- Боец!
Все собираются вокруг и смотрят на кость.
- Будем поднимать?
- Будем поднимать.
Останки залегали в ячейке не в анатомическом порядке, говоря простым языком – перемешаны. Части костей не хватало. Когда-то здесь копали траншею, похоже, тянули какие-то коммуникации более развитой цивилизации. Наткнувшись на солдатские кости, не стали заморачиваться и продолжили копать дальше. Недостающие останки можно поискать вокруг, но это – когда земля подсохнет. Лички – нет. Попался только огрызок карандаша в гильзе от Нагана.
Пока на раскопе докипала работа, он взял щуп и пошел показывать сыну, как это работает. Пошел по прямой, прямо к дороге. Через несколько метров он остановился, оставил наполовину воткнутый щуп на месте и вернулся к ребятам:
- Я там набил, надо посмотреть…
…В итоге из ямы подняли четверых. Один – в ремнях от командирского снаряжения. Вещей – практически нет. Ложка, ластик, карандаши и алюминиевая ложка. Еще – черпало от самодельной железной ложки, перочинный ножик, пластиковый мундштук от курительной трубки и – пачка слипшихся бумажек.
- А это что?
- Похоже на медальон-ладанку!
В Москве все привезенные носители были тщательно изучены в лаборатории. Предполагаемый медальон оказался пачкой лезвий для безопасной бритвы. На ручке ложки после помывки стали различимы инициалы владельца – «Л.И.». Слипшиеся бумаги удалось практически без потерь развернуть. Дивизионная или армейская газета:
«Лебедев делает поправку и меткими залпами орудия старшего сержанта Шабалина обрушились на врага. Снаряды рвались в самой группе немцев. Быстро работал наводчик Наумов – снаряд за снарядом посылая на головы гитлеровцев. Точно било орудие Багрова. В панике заметались фашисты. Они бросились назад. Но Лебедев прибавляет прицел и снаряды преграждают им и обратный путь. На части рвали снаряды немцев». 31 августа 1942 года.
Так бы мог закончить свое письмо домой оставшийся неизвестным солдат. Ваш Л.И…
Фото: Поисковый отряд "Витязь".