Красноармеец Филиппов (КудрОв) Григорий Филиппович 1903 г.р., уроженец деревни Шигали Шигалинского сельсовета Урмарского района Чувашской АССР. Воин 30-й армии Калининского фронта, более точно установить принадлежность к воинской части не удаётся. Для родственников всю жизнь пропавший без вести. В записке он указал супругу - Филиппову Вассу Григорьевну.
Поисковик отряда «Пионер» Сергей Белкин рассказал, как проходит послеполевой этап розыска потомков установленных бойцов.
Наши бойцы - это наша история, закопанная в землю. Однажды на неё придут поисковики, достанут свои щупы, приборы, лопаты и скажут своё веское: "Есть!". Именно так и сделали зимники - командир отряда Михаил Богданов и ветеран поиска Сергей Бобылев. Один вывел на пятак весь отряд, другой поработал щупом и нашёл этого солдата.
В том раскопе с одним из бойцов был медальон - хлорница. Стеклянная трубочка для таблеток пантоцид (обеззараживание воды). Какой-то умный и практичный человек за неимением штатных медальонов придумал использовать эту трубочку как футляр для смертной записки.
Идея рисковая, стекло тонкое. Но зато, если повезло, так повезло, резиновая пробка не пускает влагу. И записка с адресом, именем и фамилией сохранялась 81 год! Если вы на неё посмотрите, то поймёте, что криотерапия отдыхает... Графитовый карандаш в руке бойца сообщает нам самое важное. Читайте первый абзац и смотрите на фото.
Что-то не так? При чём тут КудрОв?
Вспомню как это было. Сохран записки в хлорнице позволяет действовать самим, не прибегая к волшебной алхимии Игоря Михайлюка. Открыли пробку - вытряхнули записку, развернули - читаем. И тут же открываем ОБД-Мемориал. Он нас встречает долгим вздохом "ооох... опять вы". Мы!
- Расскажи-ка нам, кто это Филиппов Григорий Филиппович?
- Не знаю! Любых берите, только не из Шигали. У меня их много, выбирайте.
Через час безуспешных поисков начинаются другие методы. Зайдя в ОБД с учётной записью, открываем возможность поиска по документам, открываем всё, что есть по Урмарскому РВК и настраиваем глаза на ту колонку в списках, по которой, увы, до сих пор нельзя искать автоматически, с запросом и выборкой. Имею в виду - ФИО и адрес указанного родственника.
Глаза бегут по всем спискам, по этой колонке, выискивая Филиппову (Григорьеву) Вассу Григорьевну. Ну ведь искала? Ну по крайней мере подворный опрос был?
По прошлым поискам в автономных республиках есть наблюдение, фамилии, что у женщин, что у мужчин, образованы от имён отцов. Это уже привычно и не удивляет. Через какое-то время глаза выхватывают достаточно редкое имя Васса, отчество Григорьевна, деревня Шигали. Но фамилия Кудрова. А кого она ищет, кому пара? Кудров Григорий Филиппович. Опа! Странно, но берём в разработку.
Алена Маньшина утром звонит в архив, и через небольшое время у нас почти полный расклад по данной семье. Не удивляйтесь. Удивляйтесь! Филиппов Григорий и Филиппова Васса - ни одного ребёнка с фамилией Филиппов. И сами они не Филипповы в обществе. Вот так вот! И даже немного удивительно, что мы столкнулись с этим впервые.
У Маньшиной стаж розыска более 20 лет, такая ситуация могла сложиться не только с чувашами, но и с удмуртами, марийцами, якутами, мордвинами и не только. Ну вот не было доселе.
Полный расклад состоялся немного позже, благодаря найденному в Чебоксарах внуку солдата - Андрееву Всеволоду Владимировичу. Везение в том, что он знает всё о своей семье, и не только о своей. Вообще, он человек образованный, эрудированный. Ещё бы! Кандидат физико-математических наук, доцент кафедры "Тепло-энергетические установки" Чебоксарского государственного университета, более ста научных работ. Он нам поведал о детях Григория и Вассы:
- Кудрявцев Аркадий Григорьевич 1928 г.р.
- Григорьев Николай Григорьевич 1930 г.р.
- Кудрова Зоя Григорьевна 1935 г.р.
- Григорьева (Андреева по мужу) Римма Григорьевна 1937 г.р. - мама нашего собеседника.
- Григорьева Галина Григорьевна 1939 г.р.
- Здорово, что вы не стали искать нас как Филипповых,- говорит Всеволод Владимирович, - искали бы очень долго, и не факт, что нашли бы. Нас в деревне все знали и знают как КудрОвых. Да, дед был всегда Филипповым по отцу, а бабушка по его фамилии официально тоже, но так велела система. А мы КудрОвы! Кудрявые мы! На стелле памяти дед Филиппов, как не вернувшийся с войны, а в Книге Памяти КудрОв.
Далее Всеволод Владимирович рассказал много ценной информации о том, как в реальности люди, родные и просто знакомые ему, имели несколько фамилий, как жили с этим и как это пресекалось.
- Неужели такое было возможно? А как же Васса искала его как Кудрова, хотя он был официально Филиппов? Да и она сама тоже? Зачем?! Ведь даже у людей с одной фамилией было мало шансов найти своего без вести пропавшего родственника...
- Вот это я не знаю, не пойму. Но главное, что вы нашли! Вернусь в апреле из командировки и буду искать его фотографию. Очень надеюсь, что найду. Вы нашли, и я найду!
Настроение - супер! Кладу трубку и погружаюсь в тему, в чтение. Да, надо уважать традиции, надо быть стеклянной трубочкой и сохранить фамилии. Но в тоже время, не должно быть никаких пробелов в вопросах установления личности солдата, надо постараться найти ответы на все "почему".
Порой бывают поиски предполагаемых родственников, когда мы сомневаемся и очень надеемся на их участие. В данном случае всё безоговорочно подтверждено, но хочется понять: а может быть никто никого не искал? Подворный опрос, а их все знают как КудрОвых... Да! Ну конечно же! Но пока я так воскликнул, я прочитал и передумал много всего.
Как прокатилась паспортная система СССР с 1932, 40-м, 74-м гг. по нам всем, по жителям городов и деревень, по мусульманам и этническим малым народностям. Естественно, я не буду тут пересказывать прочитанные источники. Погуглите сами, если понадобится, многое вас поразит и откроет глаза.
Самое главное в моих дополнительных поисках инфы - это документ Урмарского РВК. Там и про подворные опросы, и про то как главное управление потерь "искало" без вести пропавших, как выписывали похоронки будто милостыню подавали. Этот документ приложу к истории. К той самой истории, которую откопал Бобылев.
Мы все можем делать то, что умеем! И если хотим сохранить нас, мы должны, мы просто обязаны сохранять свою историю делом. Без дела не будет и слова.