Одной из задач системы образования является формирование здоровых отношений между педагогом и родителями, где обе стороны должны быть друг для друга соратниками и единомышленниками, сотрудничая на благо воспитания и образования ребёнка. Настоящий педагог обладает набором определённых качеств, среди которых терпение и тактичность. Однако, в силу обстоятельств, не всегда удаётся оставаться сдержанным и рассудительным, что приводит к возникновению конфликта. Конфликт определяют, как чаще всего столкновение противоположных устремлений, интересов, представлений, ценностей.
Учителю очень важно уметь разговаривать с людьми, слушать и слышать собеседника, сопереживать. Нередко педагогу приходиться сталкиваться с родителями, которые не желают никого слушать и идти на компромиссы. Как следствие, возникают конфликтные ситуации. Они могут быть разрешены двумя способами: деструктивно и конструктивно. Умение конструктивно разрешать конфликты очень важно для педагога, так как здоровые отношение педагога и родителей оказывают влияние на формирование личности ученика, а также на процесс обучения.
Конфликт «Учитель – родитель» не возникает на пустом месте. К сожалению, ученики не всегда ведут себя примерным образом, точно так же, как и учитель не всегда спокоен и уравновешен. Влияние человеческого фактора неизбежно. Поэтому, для понимания возникновения конфликта, очень важно знать, каковы же его причины.
Было проведено множество научных исследований в педагогической сфере, результатом которых стало формирование самых актуальных специфических причин, которые приводят к конфликтным ситуациям между родителями и учителями:
- родители думают, что развитие и образование их ребёнка зависит только от работы педагога и не осознают значимость собственного вклада в их воспитание;
- мнение родителей о том, что работа педагога не представляет собой никаких сложностей;
- различие в уровнях общей и педагогической культуры, отсутствие согласованности в методах воспитания;
- отношение к ребёнку как к личности, разное.
Выделив основные причины возникновения конфликтов, мы понимает, почему возникает то или иное разногласие.
Для того чтобы эффективно взаимодействовать с родителями учитель должен знать, как вести себя в конфликтной ситуации. Существует мнение, что нужно избегать конфликтов и людей, которые на них идут, потому что это может лишь навредить вашему здоровью и испортит нервы. Мнение квалифицированных психологов противоположенное: конфликт помогает проявить себя как личности, самоутвердиться и научиться не бояться трудностей в своей профессии и в жизни. Таким образом, конфликты не только неизбежны, а ещё и полезны.
Конфликт типа «Учитель – родитель» может спровоцировать и учитель, и родитель. Совсем необязательно, что кто-то из участников неправ, правыми могут быть как оба участника конфликтной ситуации, так и никто из них.
Как известно, первый шаг в решении конфликтной ситуации – это адекватный и спокойный анализ. Нужно объективно, насколько возможно, взглянуть на возникшую ситуацию и постараться принять на себя роль сначала одной, потом другой стороны. При возникновении конфликтной ситуации в школе важно разобраться в ней спокойно, реально, без искажения событий. Но зачастую, под влиянием эмоций, этот этап не соблюдается, и участники конфликта закрывают глаза на свои ошибки и пытаются найти их в другом. Если оценить ситуацию трезво, учителю будет намного легче отыскать корень проблемы, понять поведение родителя и дать оценку правильности действий своих и оппонента. С этого момента и начинается поиск конструктивного решения конфликтной ситуации. Второй этап на пути к разрешению проблемы, это наличие участников конфликта, готовых к сотрудничеству и поискам компромисса. Проанализировав ситуацию, обе стороны, находясь в равных условиях, могут высказать свои мысли и предположения по поводу проблемы, внимательно выслушать друг друга, проявляя понимание и наметить общую цель, которая приведёт к выходу из сложившегося конфликта. Третьим этапом является выделение тех причин возникновения конфликта, которых можно было бы избежать в последующей работе педагога с учеником или его родителем. Результатом такой работы является достижение консенсуса обеих сторон.
Возникновение конфликтных ситуаций в жизни каждого человека неизбежно, научиться их разрешать – очень важно. Особенно для педагога, который воспитывает и обучает множество детей, а также взаимодействует с их родителями.
На основе выделенных причин и способов решения конфликтов между учителем и учеником, можно выделить следующие рекомендации.
Беседа – очень важный элемент на пути преодоления конфликта. Не стоит поднимать вопросы личного характера на собраниях. Проблемы, связанные с ребёнком, лучше обсудить в личной беседе с родителями. На собрании следует поднимать вопросы общего характера, важные для всех.
Также не стоит обходить конфликты стороной. Лучшим вариантом будет незамедлительное их решение, так как чем дольше длится конфликт, тем сложнее будет найти успешное его решение. Как правило, педагог более опытен и компетентен в решении проблемных ситуаций, поэтому инициативу по урегулированию конфликта педагог должен взять на себя.
Так как причина конфликта «учитель – родитель» кроется именно в жалобах ребёнка на не устраивающие его факторы, беседы также необходимо проводить с ребёнком. Стоит тактично обсуждать ситуацию, не переходя на личности. Для ребёнка важно, чтобы его мнение считали значимым.
Все эти рекомендации, на наш взгляд, приведут к принятию конструктивного решения в любом конфликте.
В конечном итоге умение конструктивно вести диалог влияет на способность ребёнка общаться с другими людьми, ведь волей-неволей он перенимает поведение и манеру общения у родителей и у своих учителей.
Автор: Николаева Алла Алексеевна - Заведующая кафедрой «Теория и практика управления», доцент кафедры «Теория и практика управления» института «Иностранные языки, современные коммуникации и управление» МГППУ