Матвей Гагарин почитался умным и распорядительным администратором. Став в 1707 году комендантом Москвы, он возвел для себя большой дом, под стать царским хоромам. И тогда в головах у многих возник извечный вопрос: на какие такие деньги обыкновенный комендант отгрохал себе четырехэтажный особняк?
В этот день, … лет назад.
Двадцать седьмого марта 1721 года по приговору суда был казнен сибирский губернатор князь Матвей Петрович Гагарин. Он был обвинен в утайке хлеба и раздаче его иноземцам, присвоении казенных денег и товаров на тобольской таможне, передаче за взятки казенных статей дохода на откуп купцам и присвоении алмазов, предназначавшихся казне. К тому же платежи из Сибири поступали нерегулярно. Впрочем, следствие нашло поначалу лишь недоимки по таможенным сборам. Гагарин вернул в казну 215 тысяч рублей, но с него еще причиталось более чем 300 тысяч рублей.
А ведь в начале петровских славных дел боярин Матвей Гагарин почитался умным и распорядительным администратором. Но уже очень скоро после того, как в 1707 году Гагарин стал комендантом Москвы, его стали называть одним из богатейших людей России. В общем-то не удивительно, поскольку он возглавлял работы по укреплению Кремля и Китай-города на случай нападения шведов. Большие подряды, масштабные стройки – для ловких людей это во все времена было "золотым дном".
В те же самые годы Гагарин возвел для себя большой дом в венецианском стиле, под стать разве что царским хоромам, с фасадом на Тверскую улицу. И уже тогда в головах у многих возник извечный вопрос: на какие-такие деньги обыкновенный комендант отгрохал себе четырехэтажный особняк? А ведь только на украшение окладов икон в московском и петербургском домах Гагарин потратил полторы сотни тысяч рублей. Еду для гостей в его доме подавали на серебряных приборах. Простой обед состоял из 50 блюд.
А уж став Сибирским губернатором, Гагарин развернулся вовсю. До Бога высоко, до царя далеко. Исследователь Сибири Николай Михайлович Ядринцев писал: князь Гагарин употребил свою власть в Сибири, чтобы скопить огромное состояние, украсил свой дом как дворец, лошади у него подковывались золотом и серебром. Брал с богатых купцов великие поборы. Так, купец Турчанинов за откуп на винную и табачную торговлю преподнес князю семь коробов золота. В то же время в Тобольске, столице Сибирской губернии, Гагарин построил каменный кремль, в городе появились первые мостовые. Князь много жертвовал на храмы.
Еще есть легенда, что Гагарин намеревался отделить Сибирь от России и создать самостоятельное королевство. Историк Сибири Петр Андреевич Словцов писал, что "Гагарин злоумышлял отделиться от России, потому что верно им водворены в Тобольске вызванные оружейники, и началось делание пороха". Гагарин также сформировал специальный полк, состоявший в основном из пленных шведов. Считается, что именно "сепаратизм" Гагарина и был настоящей причиной его опалы и казни. Впрочем, это мало похоже на правду. Если бы даже у князя и зародился в голове подобный план, то он изначально был обречен на провал. Его бы никто не поддержал, и те же сибиряки, если бы Гагарин вдруг захотел объявить себя "сибирским королем", повесили бы его на первом суку. Вирус сепаратизма свойственен лишь небольшим народам...
Дело князя Гагарина разбиралось долго. По словам мемуариста графа Федора Гавриловича Головкина, "его семь раз подвергали пытке, но не могли добиться от него признания вины". Петр I лично просил Матвея Петровича признать свою вину, за что обещал вернуть ему конфискованное имущество. И тогда Гагарин написал царю покаянное письмо: "Я раб Ваш, приношу вину пред Вашим Величеством, яко пред самим Богом, что правил Сибирскую губернию и делал многие дела просто, непорядочно и не приказным поведением, також многие подносы и подарки в почесть и от дел принимал и раздачи иные чинил, что и не пoдлежало, и погрешил перед Вашим Вeличecтвoм".
Четырнадцатого марта 1721 года сенаторы, в том числе Меншиков, который сам находился под следствием за те же преступления, что и Гагарин, постановили: за злоупотребления сибирский губернатор достоин смертной казни.
Петр I не помиловал Гагарина. Князь был повешен напротив здания Сената в присутствии царя, придворных и своих родственников. После казни Петр заставил всех, включая родственников казненного, прийти на поминальный обед. Играл оркестр, на Царицыном лугу устроили пушечный салют.
Граф Федор Гаврилович Головкин позднее напишет: Гагарин был повешен "на более высокой виселице, чем обычно полагалось... Тело князя было оставлено на виселице, но сенаторы, крайне смущенные иметь его, во время заседаний, перед глазами, неоднократно входили к Петру с представлениями, умоляя его распорядиться о снятии тела и указывая на то, что присутствие его унижает в глазах народа их почтенное учреждение, вызывает к ним презрение тех, кого они призваны судить, и подрывает подобающее им послушание. Наконец, Петр, которому эти ходатайства надоели, приказал убрать тело и повесить его на обыкновенной виселице".
Виселицу перевезли на площадь рядом с новой Биржей для устрашения казнокрадов и взяточников. Потом труп Гагарина возили с места на место в назидание чиновникам. Истлевший и изъеденный птицами, он, по слухам, не предавался земле чуть ли не три года. А конфискованные имения и дома князя были пожалованы в том числе и сенаторам, которые осудили его на смерть.
Владимир Бычков, обозреватель радио Sputnik.