27.03.2023 16:30
Новости.
Просмотров всего: 7589; сегодня: 2.

Поисковики Татарстана вернулись из очередной экспедиции

Поисковики Татарстана вернулись из очередной экспедиции

В период с 18 по 25 марта 2023 года инициативной группой проекта «Крылья Татарстана» из представителей поисковых отрядов «Разведка», «Бентос», «Татнефть-Поиск» Региональной молодежной общественной организации «Объединение «Отечество» Республики Татарстан совместно с представителями поискового отряда «Икар» (г. Мурманск), аквалангистами мурманского дайвинг-клуба, представителями музейного комплекса «Экологический этнографический комплекс «Поморская Тоня Тетрина», были продолжены работы на месте падения самолета Пе-3бис из состава 95-го истребительного авиационного полка Особой морской авиагруппы ВВС СФ, пропавшего без вести при перелете с аэродрома Ваега (г. Североморск Мурманской области) на аэродром Ягодник (г. Архангельск) 8 мая 1943 года.

Тогда, 8 мая 1943 года при перелете пропали без вести два самолета Пе-3. Один из них, разбился в районе Бабозера. Место его падения было обследовано инициативной группой проекта «Крылья Татарстана» в мае 2021 года.

Экипаж погибшего самолета в составе летчика, младшего лейтенанта Свириденко Ивана Ермолаевича, штурмана, младшего лейтенанта Лудцева Степана Федоровича, механика по радио, старшего техника-лейтенанта Бойцова Ивана Николаевича, и авиамеханика старшего, техника-лейтенанта Грудина Василия Александровича были изначально захоронены 5 июня 1958 года захоронены в поселке Краснощелье Ловозерского района Мурманской области, а 7 сентября 1967 года их торжественно перезахоронили в центральном поселке района Ловозеро, на берегу реки Вирма.

История же самолета, который обследовали поисковики в этот раз была следующей:

Первоначально место падения удалось найти охотникам из села Варзуга в мае 1947 года. Тогда было обнаружено тело одного погибшего члена экипажа, и перевезено в село Варзуга и похоронено на сельском погосте (Успенское кладбище). У погибшего были обнаружены орден Красной Звезды и документы на имя старшего авиамеханика 2-й АЭ, старшего техника-лейтенанта Ивана Михайловича Дробного. В 1982 году, на сельском кладбище были захоронены останки еще одного члена экипажа, тоже доставленного охотниками с этого же самолета. Имя погибшего установить не удалось. После этого, в 1983 году на месте падения самолета побывали военнослужащие ВВС Северного флота под руководством полковника Владилена Алексеевича Бондаренко (начальник отдела кадров ВВС СФ), который был идейным вдохновителем и создателем музея авиации ВВС СФ в поселке Сафоново Мурманской области. В октябре 1985 года на место падения самолета военнослужащими Северного флота была предпринята еще одна экспедиция, с целью вывести для музея хорошо сохранившийся хвост самолета. При обследовании были обнаружены еще разрозненные останки членов экипажа самолета, и они так же были доставлены в село Варзугу, а в 1986 году были захоронены в уже существующую братскую могилу. Кроме этого, В.А. Бондаренко была проведена большая архивно-исследовательская работа, благодаря которой удалось установить имена членов экипажа погибшего самолета и находящихся на его борту пассажиров. Так стало известно, что 8 мая 1943 года погибли:

- летчик 2 АЭ старшина (младший лейтенант с 18.04.43г.) Новиков Иван Никифорович, 1923 г.р.;

- воздушный стрелок-бомбардир 2 АЭ младший лейтенант Соколов Михаил Дмитриевич, 1917 г.р;

- авиамеханик 2 АЭ старший техник-лейтенант Бройтман Цезарь Петрович, 1915 г.р.;

- старший авиамеханик 2 АЭ старший техник-лейтенант Дробный Иван Михайлович, 1918 г.р.

Кроме этого на борту самолета находился заместитель командира 2 АЭ по политчасти, капитан Стерин Григорий Абрамович 1915 г.р. Это удалось выяснить В.А. Бондаренко при переписке с ветеранами 95-го ИАП и проведении архивно-исследовательской работы. Так как, изначально, в соответствии с оперативной сводкой штаба ВВС СФ, капитан Г.А. Стерин значился пропавшим без вести в составе экипажа старшины Свириденко, который разился у Бабозера.   

В результате проведенной поисковой экспедиции на этом месте в июне 2022 года, были обнаружены останки еще одного члена экипажа самолета, не найденного ранее. При погибшем были обнаружены личные вещи, истлевший партийный билет и медаль «За боевые заслуги», которой в мае 1942 года был награжден Цезарь Петрович Бройтман.

Останки погибшего и личные вещи, были переданы поисковиками руководителю проекта «Историко-этнографический комплекс тоня Тетрина. Реконструкция поморской тони» Александру Борисовичу Комарову (п.Умба) для дальнейшего захоронения, по согласованию с администрацией Терского района Мурманской области в селе Варзуга, где похоронены останки других членов экипажа погибшего самолета.

Для объективности, следует отметить, что со слов местных жителей в конце 80-х – начале 90-х годов, в село Варзугу приезжали военнослужащие одного из авиагарнизонов ВВС СФ, для переноса братской могилы. Забрали с могилы немного земли, и убрали установленный на могиле обелиск. Тем самым, в 1992 году на воинском кладбище в пос. Катунино Приморского района Архангельской области (а это по прямой 290 километров, через всё Белое море) появилась братская могила экипажа данного самолета. Воинское захоронение было паспортизировано и в учетной карточке указаны имена погибших.

В 2021 году инициативной группой проекта «Историко-этнографический комплекс тоня Тетрина. Реконструкция поморской тони» (пос. Умба Терский район Мурманской области) уничтоженное воинское захоронение на Успенском кладбище в селе Варзуга, было восстановлено. Причем, на могилу был установлен именно тот бетонный обелиск с красной звездой, который возвышался над ней ранее, и находился поваленным рядом со старой могилой.

Тем самым, после проведения торжественно-траурной церемонии захоронения останков старшего техника-лейтенанта Ц.П. Бройтмана в селе Варзуга, поисковикам совместно с местными органными власти и военного управления, еще придётся привести в соответствие, документы учета воинских захоронений, как в самой Варзуге, так и в поселке Катунино Архангельской области.

В результате состоявшейся в настоящее время экспедиции, поисковиками были извлечены из болота многочисленные обломки и фрагменты самолета, которые в последствии будут использованы в проекте «Крылья Татарстана» по восстановлению и реставрации в Казани самолета Пе-2 и пополнения музейной коллекции под открытом небом на базе музейного комплекса «Экологический этнографический комплекс «Поморская тоня Тетрина» (Терский район Мурманской области). 

Фото: Поисковое движение России.


Ньюсмейкер: Национальное деловое партнерство "Альянс Медиа" — 12064 публикации
Сайт: rf-poisk.ru/news/13881/
Поделиться:

Интересно:

История ювелирного дела в России
21.11.2024 17:36 Аналитика
История ювелирного дела в России
С древних времен людей привлекают изделия из драгоценных металлов. Современные ювелиры в основном специализируются на изготовлении украшений, но исторически эти мастера также производили столовое серебро, декоративную и полезную утварь, а также церемониальные и религиозные предметы...
Аэронавты, совершившие первый в истории полет на воздушном шаре
21.11.2024 09:04 Новости
Аэронавты, совершившие первый в истории полет на воздушном шаре
241 год назад состоялся первый в истории полет человека на воздушном шаре, который изобрели братья Монгольфье. 21 ноября 1783 года из замка в окрестностях Парижа в полет на чудо-аппарате диаметром 15,5 метра и высотой 24 метра, отправились французы - физик Жан-Франсуа Пилатр де Розье и маркиз...
В РФ более 6,7 млн женщин ведут деятельность как ИП или самозанятая
20.11.2024 13:56 Аналитика
В РФ более 6,7 млн женщин ведут деятельность как ИП или самозанятая
В России осуществляют деятельность 4,22 млн индивидуальных предпринимателей, из которых 1,75 млн – женщины. Доля женского предпринимательства среди ИП последние годы относительно стабильна и составляет 41,5%, говорится в исследовании Корпорации МСП, приуроченном ко дню женского...
Что ждет участников Московской молодежной антарктической экспедиции
20.11.2024 11:37 Мероприятия
Что ждет участников Московской молодежной антарктической экспедиции
В столице объявили участников Московской молодежной антарктической экспедиции. По итогам отбора количество мест было увеличено с 11 до 13. Теперь школьники и студенты колледжей смогут отправиться в уникальное путешествие на самый недоступный континент нашей...
О введении в России бумажных денег (ассигнаций) в XVIII веке
20.11.2024 10:05 Аналитика
О введении в России бумажных денег (ассигнаций) в XVIII веке
29 декабря 1768 г. (9 января 1769 г.) Императрица Екатерина II издала Манифест об основании двух ассигнационных банков и выпуске ассигнаций. На учреждённые в Санкт-Петербурге и Москве банки был возложен обмен медных денег на государственные ассигнации четырёх достоинств:...