На современном этапе большое внимание со стороны государства и общественности уделяется такому социально-экономическому явлению как предпринимательство. Между тем возникло российское предпринимательство несколько столетий назад. Расцвет предпринимательства в Российской империи пришелся на вторую половину XIX столетия, что было обусловлено социально-политическими преобразованиями того времени.
Предприниматели той эпохи составляли элиту не только российских деловых кругов, но и элиту всего российского общества, которая влияла на экономику страны, определяла ритм и содержание жизни, ее уклад, задавая основной вектор развития. Безусловно, это были такие же люди со своими достоинствами и недостатками, со своими взглядами на жизнь и пристрастиями, как и большинство людей. Тем не менее всем им свойственны общие черты, а именно, то, что деловые люди России внесли огромный вклад в создание отечественной промышленности и торговли, в развитие новых отраслей экономики. Наряду с этим можно выделить религиозность, приверженность монархии, патриотизм, заинтересованность в повышении социального статуса, прежде всего, через ярко выраженную общественную деятельность, во многом они были приверженцами традиций предков и хранили их заветы наряду с любовью к Отечеству.
Предпринимательство – это уникальное в своем роде социально-экономическое явление, которому присущи не только отдельные экономические функции такие, как: инновационная, рыночная, ресурсная и иные, но и ответственность перед обществом, что проявляется в качественном осуществлении своей основной деятельности, в добротном оказании услуг и изготовлении товаров, с одной стороны, и в формировании хозяйственной основы национальной экономики, с другой стороны. Между тем именно предприниматели – представители малого и среднего бизнеса являются частью столь недостающего сегодня в России среднего класса, который составляет основу любой цивилизованной страны.
В своей предпринимательской деятельности многие из них пытались сохранять и развивать исконно русские традиционные ценности, что проявлялось как в их основной деятельности, которая способствовала росту и расцвету их предприятий, так и в повседневной жизни, через их увлечения и личные интересы. Например, братья Елисеевы, уже будучи известными купцами, выкупив завод «Новая Бавария», производили медовый и различные иные фруктовые безалкогольные напитки, а также русский квас. Савва Иванович Мамонтов, вопреки мнению сомневающихся экспертов, предпочитал строить железные дороги исключительно в глубь империи, а не в Европу, за что неоднократно подвергался насмешкам и критике со стороны общественности. Абрикосов Алексей Иванович, создавший кондитерскую империю, которая существует и по сей день под именем концерна Бабаевский, использовал для изготовления своей продукции старинные русские рецепты и этим перечнем список не исчерпывается.
Получается, что патриотические чувства предпринимателей дореволюционной эпохи носили ярко выраженный деятельностный характер, они были участниками, подвижниками многих благих начинаний, целью которых было развитие Российского государства.
Автор: Радостева Марина Витальевна, доцент кафедры Теории и практики управления Института иностранных языков, современных коммуникаций и управления МГППУ