Индустрия туризма в мире переживает инвестиционный кризис. С одной стороны, это по-прежнему последствия пандемии Covid-19, с другой – изменение поведение потребителей и экономический спад. Как обстоят дела с инвестированием в турбизнес в России?
Объем сделок на мировом туррынке снизился на 60%.
Мировая индустрия путешествий и туризма, которая изо всех сил пытается оправиться от замедления, вызванного пандемией Covid-19, сталкивается с еще одной неудачей из-за значительного снижения активности проведения сделок. По данным компании Global Data, в этой отрасли, которая в значительной степени зависит от инвестиций и стратегических партнерств, в феврале 2023 года произошло резкое снижение активности. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года сделок стало меньше на 60,4%.
Анализ базы данных финансовых сделок Global Data показывает, что объем сделок в отрасли сократился более чем вдвое: со 111 сделок, объявленных в феврале 2022 года, до 44 сделок, объявленных в феврале 2023 года. Рассматриваются все типы сделок (слияния и поглощения, венчурное финансирование и сделки с прямыми инвестициями).
«Спад подчеркивает сохраняющуюся неопределенность и проблемы, включая изменение поведения потребителей и экономическую нестабильность, с которыми сталкивается индустрия путешествий и туризма. Поскольку рыночный сценарий быстро меняется, из-за опасений рецессии инвесторы, похоже, стали осторожными», – говорит Аурожьоти Бозе, ведущий аналитик Global Data.
В 2022 году рынок завершил отложенные сделки и пытается стабилизироваться.
Надо отметить, что статистика февраля 2023 года стала лишь закономерным продолжением тенденции, отмеченной Financial Times еще в 2022 году, когда в глобальном секторе путешествий и туризма было объявлено в общей сложности 1006 сделок, что на 3,4% меньше по сравнению с 2021 годом.
«Снижение активности сделок в индустрии путешествий и туризма является ярким напоминанием о текущих проблемах и неопределенностях, поскольку она стремится оправиться от пандемии. Однако это также дает возможность изучить новые модели и партнерские отношения, которые могут стимулировать инновации и рост в постпандемийную эпоху. Поскольку отрасль продолжает преодолевать эти препятствия, инвесторы должны сохранять бдительность и адаптироваться к новым тенденциям и возможностям», – уверен г-н Бозе.
Однако нельзя утверждать, что такая картина характерна для всех стран в равной степени.
Объем сделок в феврале значительно снизился в США (на 71,9%), Великобритании (на 46,2%), а в Японии, Германии и Испании не было объявлено ни об одной сделке в течение месяца. Зато если вернуться к 2022 году, то будет видно, что как раз в Великобритании, Германии и Японии год к году удалось зафиксировать значительный рост объема сделок.
«Снижение активности в 2023 году, вероятно, связано с эффектом отложенного спроса. В 2022 году рынок провел сделки, отложенные в связи с пандемией. Поэтому результат начала 2023 года – это попытка стабилизации», – говорит генеральный директор туроператора Space Travel Артур Мурадян.
Российский рынок развивается по собственной траектории.
Российский рынок, в свою очередь, живет теперь по своим законам и влияние международных трендов становится условным. Можно сказать, что в 2022 году он был неожиданно активен: большое количество событий произошло в связи с уходом из России зарубежных инвесторов и переформатированием отрасли.
Самыми заметными проектами российского рынка, которые или уже подверглись трансформации в 2022 году или должны сменить инвесторов, эксперты называют, в частности, диверсификацию продаж «Сочи Парк Отеля», отказавшегося от эксклюзивного сотрудничества с «Библио-Глобусом», а также перспективу продажи курорта «Архыз».
Большую роль в общем росте активности российского рынка сыграла группа компаний Azimut: в 2022 году открылись два отеля в Москве, два в Екатеринбурге, а также отели в Тобольске, Ульяновске и Тульской области. В 2023 году планируется открытие "Azimut парк-отель Лоо», подписаны соглашения о намерениях открыть отели в Курске, Магадане и на Полярном Урале.
К концу 2023 года ожидается закрытие сделки о приобретении Cosmos Hotel Group отелей сети Radisson и Park Inn у норвежской Wenaas Hotel Russia.
Вместе с тем, аналогичных крупных сделок на туроператорском рынке не произошло и пока не ожидается.
«Владельцы туроператорских бизнесов предпочли переживать пандемию и ее последствия «своим умом», желания скупить конкурентов на падающем рынке не замечено», – говорит г-н Мурадян, отмечая, что и новых туроператоров в России появляется очень мало.
Роль государства в экономике российского туризма увеличилась в два раза.
Второй тенденцией, которую отмечают эксперты, стала растущая роль государства в экономике туризма.
«Инвестиции в туристический сектор устойчиво растут, что во многом связано с увеличением государственной поддержки отрасли. Например, согласно официальной статистике, в I полугодии 2022 года, несмотря на нестабильную геополитическую ситуацию, в основной капитал туристической отрасли России (инвестиции в строительство гостиниц, санаториев, домов отдыха и т.п.) было вложено более 190 млрд.руб., что в 1,85 раз больше, чем за сопоставимый период 2019 года», – объясняет партнер консалтинговой компании Strategy Partners Елена Киселева.
Судя по риторике представителей власти и и государственных компаний, эта тенденция будет носить устойчивый характер. В частности, на обеих крупнейших туристических выставках России – «Интурмаркет» и Mitt руководители корпорации Туризм.РФ озвучили планы по развитию туристической инфраструктуры в частности за счет вхождения в уставной капитал новых инвестпроектов.
Однако другие опрошенные «Вестником АТОР» эксперты также отмечают, что на фоне геополитической нестабильности и последствий пандемии, многие потенциальные инвесторы просто «пропали с радаров».
Дальнейшее поведение рынка будет зависеть от действий регулятора.
Как будет развиваться ситуация, предсказывать на данный момент сложно, поскольку на ее развитие влияет слишком много факторов. Но зависеть она будет, в частности, от поведения отраслевого регулятора и количества внимания, которое будет уделяться непосредственно туристическому рынку.
То есть мировой туристический рынок, миновав острый кризис, вызванный пандемией ковида, финализировал в 2022 году отложенные до лучших времен сделки и «затих» в попытке стабилизироваться. Российский рынок пока не в этом тренде, поскольку над ним довлеют совершенно отличные от мирового факторы.
Однако общемировое замедление туристической активности не может не сказаться и на деятельности российской туротрасли: въездной турпоток сократился до минимального, внутренний еще пытается восстановиться до уровня 2019 года, стоимость выездного туризма для россиян существенно возросла, заметно снизив активность международных путешественников.
На этом фоне все более значительное влияние на отрасль оказывает инвестиционная политика государства. Но в целом туристический рынок – как правило, удел малого и среднего предпринимательства, и сейчас предсказать траекторию его развития под эгидой крупнейшего инвестора – государства – на текущей момент сложно, с учетом наличия всех внешних факторов.
Автор: Екатерина Тропова