Что выберут туристы – отель с санаторными услугами или санаторий с классическим оздоровлением? Почему важно менять подход к менеджменту и нужны ли в санаториях йога и детские клубы? Ответы дали эксперты туротрасли на выставке Mitt 2023.
Эксперты, собравшиеся в рамках Mitt-2023 на сессии «Оздоровительный туризм. Перспективы роста и развития», отметили, что потребность россиян в восстановлении здоровья и поддержке организма, имеет тенденцию к росту.
Так, по словам Михаила Данилова, медицинского директора Ассоциации оздоровительного туризма и корпоративного здоровья, не менее 10% всего внутреннего турпотока приходится именно на лечебный и оздоровительный туризм. Более того, показатели по санаторному турпотоку за 2022 г. (6 000 189 человек) уже превышают доковидные данные 2019 г. (6 000 116).
Именно пандемия, по мнению экспертов, помогла заново переоценить значение санаторно-курортного сегмента, когда восстановление после перенесенного заболевания происходило именно в этих оздоровительных учреждениях.
Развитие этого сегмента продолжается, и в 2023 году в санаторно-курортной отрасли запланировано открытие 30 новых объектов с общим объемом финансирования около 200 млрд. руб., что может считаться настоящим рекордом для последних десятилетий.
Санатории или SPA-отели – что хотят видеть туристы?
Впрочем, в санаторной отрасли появились и новые проблемы. Так, продолжительность пребывания в санаториях становится меньше, чем традиционный отпуск в 10-14 дней, поэтому многие оздоровительные заведения сократили свои программы и пересмотрели другие аспекты деятельности.
Из-за этого, по мнению Натальи Костенко, заместителя председателя комитета Госдумы по туризму и развитию туристической инфраструктуры, само понятие санатория как сложной рекреационной структуры постепенно размывается. Туристы все чаще выбирают отели с дополнительными санаторными услугами, а не санатории с пляжным отдыхом.
В то же время, как отмечали на выставке представители бизнеса, их клиенты не готовы покупать туры в традиционные оздоровительные заведения «советского образца». Они хотят видеть обновленные санатории с короткими, но эффективными современными программами оздоровления: детокс, антистресс, ЗОЖ, практики йоги. Становится популярна у туристов и телемедицина после прохождения такого санаторного курса.
Определенная конкуренция между санаторием и объектами Medical SPA имеется, но выбор в конечном итоге зависит от возраста, финансов и потребностей самого туриста, отмечают эксперты.
Санаторной отрасли нужен эффективный менеджмент и кешбэк.
Несмотря на развитие и ввод новых объектов, санаторной отрасли в целом необходим новый менеджмент в сфере обслуживания и продвижения, отмечали специалисты турбизнеса в ходе выставки Mitt.
Сейчас, например, очень многими объектами по-прежнему уделяется недостаточно внимания полноценным детским программам, когда родители, приезжающие в санаторий, могут воспользоваться услугами няни или отправить ребенка в детский клуб хотя бы на время процедур.
Также в «обновленном санаторном маркетинге» необходимы более современные подходы в плане привлечения новых клиентов через отзывы и рекомендации знакомых. Не помещали бы крупным и хорошим санатория санаториям и полноценные амбассадоры.
Большую роль в популяризации услуг санаториев могут сегодня играть и известные блогеры, которые пройдут определенный курс лечения или оздоровления и расскажут о результатах своим подписчикам.
Наконец, в межсезонье санаториям необходима программа господдержки по примеру кешбэка, отмечали эксперты на Mitt 2023. За время своего существования кешбэк в целом увеличил запросы на санаторное обслуживание по стране на 30% и помог загрузить многие заведения в низкий сезон.
Кроме того, от государства ждут значительную помощь в подготовке кадров как медицинского, так и управленческого сектора, изменения взносов и обнуления НДС, а также, что очень важно, включение услуг санаторно-курортного обслуживания хотя бы в ДМС.
Ольга Пегасова
Фото: АТОР