В рамках XXIII Ежегодной международной конференции и выставки HR Expo’23 Pro Людей Госкорпорация «Росатом» представила результаты масштабного исследования индекса человекоцентричности компаний. Исследование проводилось Корпоративной Академией Росатома совместно с компанией BСG и Высшей школой экономики.
В пилотном проекте приняли участие 120 компаний из России, стран СНГ и БРИКС. К исследованию были приглашены HR-директора, руководители и партнеры компаний из промышленной сферы, торговли, энергетики и сферы услуг с разным оборотом и численностью сотрудников. Проверка гипотезы авторов исследования о том, что человекоцентричность компании означает ее ориентированность во всех процессах на соблюдение интересов человека как личности (как части рабочей команды и как члена общества), потребовала формирования двух субиндексов человекоцентричности компаний. Субиндекс внутренней корпоративной ответственности «Сотрудники» оценивает деловую практику компании по отношению к собственному персоналу, а субиндекс внешней корпоративной ответственности «Сообщество» - социальную политику компании как для общества в целом, так и для местного сообщества на территории присутствия.
Согласно результатам исследования, средний индекс человекоцентричности компаний составил 52 балла. При этом среднее значение субиндекса «Сотрудники» оказалось выше среднего значения субиндекса «Сообщество» (57 и 46 баллов, соответственно). Это говорит о том, что компании более ориентированы на внутренний контур, чем на внешний.
Также исследование показало, что средний срок работы сотрудника в компаниях составляет 4,3 года. Среднее количество карьерных переходов, как горизонтальных, так и вертикальных, за все время работы в компании равно 1,7 раза. При этом у 79% компаний есть различные инструменты адаптации новых сотрудников, полностью отсутствуют они лишь у 5% работодателей. На вопрос, разрабатываются ли в компании индивидуальные программы карьерного развития, положительно ответили 68% респондентов.
Система поддержки работников в разных компаниях развита неравномерно: 53% работодателей решают проблемы питания сотрудников, 48% — компенсируют транспортные расходы и почти столько же (47%) — материально поддерживают семьи сотрудников. В 11% компаний можно рассчитывать на помощь в улучшении жилищных условий. Только 13% опрошенных указали на наличие практик поддержки бывших сотрудников, вышедших на пенсию.
71% компаний используют только те практики защиты прав сотрудников, которые напрямую предусмотрены законодательством. Лишь 9% респондентов отметили, что в компаниях существуют специально созданные структуры по работе с жалобами на нарушение прав сотрудников.
Компании не слишком эффективно строят отношения с внешними партнерами: чуть более половины (51%) реализует совместные программы с вузами, школами и учреждениями среднего специального образования, но лишь 6% вакансий в итоге заполняется выпускниками партнерских учебных заведений.
Заместитель генерального директора по персоналу Госкорпорации «Росатом» Татьяна Терентьева подчеркнула, что исследование вопросов, связанных с человекоцентричностью, находится в фокусе внимания Росатома не первый год. В 2019 была принята декларация о навыках, где сформулированы основные принципы: навыки будущего, трудовая мобильность, осознанное развитие сотрудников, ценность и уважение личности, а также равные возможности. Но, по мнению спикера, человекоцентричность не ограничивается только тем, как компания работает с людьми. На первый план также должно выйти развитие городов, формирование устойчивых сообществ, обучение и развитие, усиление программ корпоративной социальной ответственности и корпоративного волонтерства. «Мне кажется, особенно ценно то, что именно Росатом как российская корпорация вышел с инициативой исследования индекса человекоцентричности — сказала Татьяна Терентьева. — Это не премия для лучших и не рейтинг, который учитывает один-два фактора и не дает компании инструментов, позволяющих сделать ее лучше. Проводя это исследование, мы заложили в него особую философию. И сегодня индекс — это новая метрика, которая позволяет организациям быть максимально эффективными с точки зрения раскрытия человеческого потенциала. Я очень благодарна коллегам за то, что приняли участие в исследовании. Сейчас у нас есть не только параметры, по которым компании могут оценить себя, но и хорошая база HR-практик, которыми можно пользоваться».
Генеральный директор Корпоративной Академии Росатома Юлия Ужакина рассказала о планах по созданию альянса компаний, для которых в фокусе внимания всегда остается человек. Предполагается, что в альянс войдут предприятия и организации — признанные лидеры в области HR и устойчивого развития, а также экспертные организации, специализирующиеся на данных направлениях. Альянс объединит компании, которые обладают высоким уровнем зрелости HR-процессов и развитым подходом к HR-аналитике. Ключевые задачи будущего альянса — объединить усилия по продвижению принципов человекоцентричности в управлении российскими организациями, сформировать единый понятийный аппарат в области человекоцентричности, содействовать изменению нормативной базы для развития человекоцентричного управления и обмениваться лучшими практиками.
Первые подписания в рамках альянса планируются уже на Петербургском международном экономическом форуме — 2023. «Мы призываем все компании независимо от масштаба и направления деятельности вступать в альянс человекоцентричных компаний. Нам важно, чтобы в его рамках происходила глубокая профессиональная дискуссия для осмысления подходов, которые мы сегодня вырабатываем», — отметила Юлия Ужакина.