Какие основные приоритеты и ключевые задачи будут определять развитие туристической отрасли в России в ближайшие годы, обсудили на туристической выставке «Интурмаркет-2023». Оценки Минэкономразвития и турбизнеса совпадают: необходимо наращивать доступный номерной фонд и для этого необходима поддержка государства.
Главный приоритет – доступное предложение в достаточном количестве.
В рамках туристической выставки «Интурмаркет» 13 марта состоялось пленарное заседание по актуальным вопросам развития отрасли, участие в котором приняли представители исполнительной и законодательной власти, регионов и отраслевых организаций.
Как заявил заместитель министра экономического развития РФ Дмитрий Вахруков, туризм в России постепенно восстанавливается, что подтверждают и данные за 2022 год. По итогам прошлого года зафиксирован 61 млн туристических поездок по стране, что на 4 млн больше, чем было в 2021 году.
По мнению г-на Вахрукова, развитие отрасли сдерживает недостаток качественного предложения, в первую очередь, это касается номерного фонда. В этой связи увеличение номерного фонда и туристического предложения в тех местах, где уже развита туристическая инфраструктура, является одним из ближайших приоритетов.
Кроме того, наряду с мероприятиями, предусмотренными национальным проектом «Туризм и гостеприимство», запускаются еще две программы – по строительству модульных гостиниц на 2023-2024 гг. и по финансированию проекта строительства крупных гостиниц. В рамках последней инициативы будет проведен еще один отбор инвесторов на получение льготных кредитов по ставке от 3 до 5% годовых.
Как пояснил Дмитрий Вахруков, обе заявленные программы уже известны рынку, но в Минэкономразвития намерены их масштабировать и обновить.
Г-н Вахруков напомнил о целях в развитии туризма, предусмотренных нацпроектом: это почти двукратный рост туристического потока к 2030 году. Для достижения этого результата, как отметил замминистра, необходимо работать над ценовой и транспортной доступностью туристических услуг, чтобы «как можно большее количество семей, и прежде всего, семей с детьми могли путешествовать по стране».
Как подчеркнул Дмитрий Вахруков, именно этот приоритет и будет определять стратегию развития туризма на ближайшие годы. В этой связи в Минэкономразвития видят необходимым увеличение доступного предложения, в первую очередь, гостиниц категории 3* и модульных некапитальных объектов.
«Это предложение должно концентрироваться на границах 500-600 км вокруг крупных городов, чтобы люди могли позволить себе поездки выходного дня и короткие поездки на 3-4 дня. Наш главный приоритет – доступное предложение в достаточном количестве», – резюмировал заместитель министра экономического развития РФ.
Инвесторам нужны стимулы для строительства больших отелей.
Нехватку номерного фонда в качестве ключевого блокирующего фактора для развития туризма в стране назвал и Илья Уманский, глава Российского союза туриндустрии и генеральный директор Национального туроператора Алеан.
По мнению г-на Уманского, очень важно, что в этом позиции турбизнеса и государства совпадают. Но для дальнейшего движения вперед нужно решить проблему недобросовестной конкуренции между официально зарегистрированными объектами размещения, которые платят налоги, и нелегальным частным сектором, который, соответственно, не несет налоговой нагрузки.
Кроме того, нужно запустить налоговые стимулы для привлечения крупного бизнеса в строительство больших отелей, а также установить четкие правила для создания и функционирования гостевых домов.
По оценкам главы Алеан, номерной фонд гостевого дома не должен превышать 20 номеров, в противном случае есть риски потерять интерес отельеров и инвесторов к строительству гостиничных объектов большего номерного фонда.
«Давайте стараться, чтобы Россия не была «страной маленьких отелей». Бизнес крупных гостиниц максимально зарегулирован, в то время как по гостевым домам такого нет. Это же касается и разницы в тарифах на энергоресурсы и коммунальных услуги», – подчеркнул Илья Уманский.
Новый закон о туризме будет рамочным.
В Госдуме готовы в оперативном порядке обсудить новый отраслевой закон. Как рассказал глава комитета по туризму и развитию туристической инфраструктуры Госдумы РФ Сангаджи Тарбаев, уже есть понимание, как закон должен выглядеть и какие положения включать.
По его словам, это будет рамочный документ, определяющий правила игры. В новом «Законе о туризме» будет прописан понятийный аппарат, определяющий понятие «туристическая услуга» и другие туристические взаимоотношения и процессы. Глава отраслевого комитета Госдумы РФ выразил надежду, что новый «Закон о туризме» в ближайшее время будет «доведен до ума в Минэкономразвития» и поступит на рассмотрение в парламент.
«Готовы его в срочном порядке обсуждать. Надеюсь, в весеннюю, в крайнем случае, в осеннюю сессию, мы увидим новую редакцию закона», – сказал г-н Тарбаев.
В законодательной повестке Госдумы РФ еще несколько вопросов, связанных с туризмом. Это законопроекты по цифровизации отрасли и построению общего цифрового контура, о развитии туризма на особо охраняемых природных территориях (ООПТ). Готовы обсуждать в Госдуме законопроект о гостевых домах и разрабатывать проект закона о медицинском туризме в РФ.
Петербург ищет способы привлечь интуристов, а Крым – поставить больше поездов.
События, с которыми столкнулся российский туризм, определяют новые вызовы и задачи для городов и регионов. Как отметил Председатель Комитета по развитию туризма Санкт-Петербурга Сергей Корнеев, Северная столица является своего рода «индикатором» всех изменений, которые произошли в отечественном туризме в последние несколько лет.
Так, из-за пандемии Петербург столкнулся с новыми вызовами, что потребовало поиска и принятия комплексных антикризисных мер. Для поддержки туриндустрии правительство Санкт-Петербурга «обнулило» для участников отрасли местные налоги, предоставило льготные займы и субсидии.
Ведется большая информационная и маркетинговая компания, город активно участвует в отраслевых выставках на внутреннем и выездном рынках. Как результат, в 2022 год турпоток в Санкт-Петербург увеличился на 33%, в то время как по стране средний показатель роста составил 10%.
По словам г-на Корнеева, несмотря на «хорошее восстановление», необходимо продолжать активную работу по возвращению иностранных туристов, что, и делает Санкт-Петербург, представляя свой потенциал в странах ближнего зарубежья, АТР и Ближнего Востока. Он напомнил, что если до пандемии средняя годовая загрузка петербургских гостиниц составляла 70%, то в 2022 года этот показатель был на уровне 60%.
«В Санкт-Петербурге создана качественная инфраструктура, но она пока недозагружена в том объеме, как могло бы быть. И это наш главный вызов», – заявил Сергей Корнеев.
Транспортно-логистические ограничения стали новым вызовом для туриндустрии Крыма в прошлом году. По словам министра курортов и туризма Крыма Вадима Волченко, в 2022 году турпоток в регион сократился на 20-25%, и предстоящий туристический сезон Крым встречает с теми же логическими ограничениями.
Власти полуострова прилагают определенные усилия для решения проблем, например, для ускорения прохождения проверок безопасности для автомобилистов на Крымском мосту, а также по увеличению количества поездов в Крым.
«Спрос на отдых в Крыму сохраняется. Сейчас наша задача сгруппироваться и создать тот продукт, который будет конкурентным. Мы понимаем: Крым ждет непростой сезон, но мы справимся», – отметил Вадим Волченко.
Автор текста: Елена Мягкова.
Фото: АТОР.