Большинство Россиян хотели бы посетить Дальний Восток, но реальную поездку планируют единицы. Сейчас ДВФО потерял большое количество туристов из-за отсутствия иностранцев. Можно ли закрыть эти потери внутренним туризмом, что является основными препятствиями для поездки на Дальний Восток и как с ними быть?
Поездка на Дальний Восток остается «желанием» большой части россиян, до массового спроса далеко.
Согласно данным исследования аналитического центра НАФИ, большинство жителей России (79%) полагают, что Дальний Восток привлекателен для туризма. Почти половина из них хотели бы отправиться на Камчатку.
Правда, речь именно об интересе, который может не конвертироваться в приобретение тура, объяснили специалисты НАФИ. Ранее мы писали, что треть россиян в принципе никогда не выезжали за пределы своего региона.
Поэтому на вопрос о реальных перспективах на ближайший год только 28% опрошенных ответили, что хотели бы посетить Дальний Восток. А возможности поездки конкретно на Камчатку в ближайший год задумываются всего 6% респондентов.
В тройку «теоретически интересных» с точки зрения туризма входят также Забайкальский край (29%), Сахалин и Приморье (по 27% опрошенных). При этом возможность отправиться туда в ближайший год рассматривают только 8% и по 5% опрошенных, соответственно.
В Бурятию теоретически хотели бы отправиться 10% респондентов, но реальную поездку в перспективе ближайших 12 месяцев рассматривают только 3% россиян.
Россиян в поездках на Дальний Восток пугают перелеты и цены, но не пугают комары и клещи.
Предсказуемо, на Дальнем Востоке россиян интересуют природа, активный отдых, охота и рыбалка. Мешают же поездкам в ДВФО следующие факторы (сумма результатов больше 100% – респонденты могли выбрать сразу несколько вариантов):
- высокая стоимость билетов и дороговизна отдыха (в совокупности 75% респондентов;
- долгий перелет и сложная дорога – 71% респондентов в совокупности;
- опасения, связанные с непростыми условиями отдыха – 28%;
- недостаток знаний о регионе – 25%.
Менее всего россиян на Дальнем Востоке отпугивает сервис (16% назвали эту причину), сложность организации отдыха с детьми (18%) и боязнь комаров и клещей (16%). Не боятся россияне также плохих дорог и плохой сотовой связи.
Здесь следует отметить, что транспортную проблему в части стоимости перелета российские туроператоры стараются решать, например, за счет чартеров и блочной перевозки. Но физически ближе к Москве Дальний Восток, конечно, не сделает никто.
Сколько туристов на самом деле ездят на Дальний Восток.
Данные относительно реального положения дел разнятся. Так, например, выступая на форуме во Владивостоке в сентябре 2022 года руководитель ныне расформированного Ростуризма Зарина Догузова сообщала, что с января по сентябрь 2022 года на Дальний Восток прилетело 3,5 млн туристов, тогда как в 2019 за весь год приехало 3,7 млн путешественников.
Вероятно, г-жа Догузова говорила только о туристах, бронировавших отели или другие объекты размещения. Так как из открытых данных в СМИ следует, что туристов было не менее 5 млн.
Например, «Интерфакс» писал, что в 2019 году Владивосток занял пятое место в рейтинге самых посещаемых городов страны, там побывали более 3 млн туристов. Иркутский портал Ircity свидетельствует, что за 9 месяцев 2019 года Прибайкалье посетили 1,28 миллиона человек, как минимум 380 тыс. человек попали на Байкал через Бурятию, и еще 280 тыс. человек отдохнуло на Камчатке.
Дальнему Востоку нужны туристы из соседних регионов? Или соседних стран?
С началом пандемии в 2022 году Дальний Восток лишился очень большого количества иностранных гостей. Это, например, хорошо прослеживается на статистике пассажиропотока аэропорта Владивосток. Туда в 2022 году прилетели 2,118 млн пассажиров, что на 17% больше, чем в 2021 году, но на 45% меньше, чем в 2019 году, (3,8 млн пассажиров, среди них почти 1,5 млн иностранцев). Можно ли закрыть эти потери внутренним туризмом?
В теории россиянам очень интересны дальневосточные регионы, как следует из исследования НАФИ. Но по факту выходит, что наши соотечественники отдыхают на Черноморских курортах или в Минеральных водах, ездят на экскурсии в Москву, Петербург и Казань, массово заинтересовались в 2022 году Северным Кавказом. До реальной покупки тура на Дальний Восток дело доходит у небольшого количества россиян.
Например, если перевести данные исследования НАФИ в цифры, получится, что хотят съездить на Дальний Восток 113 млн россиян (79%), а едут в реальности – 3,5-5 млн (т.е. от 2,4 до 3,4%).
Все это, разумеется, не значит, что туризм на Дальнем Востоке, как и в Арктике, о которой мы писали ранее, не стоит развивать. Напротив, эти регионы – жемчужины для искушенных путешественников. Их природные богатства и рекреативные возможности неисчерпаемы. Но это пока очень дорого и далеко – это два главных ограничителя.
Вопрос адекватного соотношения цена/качество может решиться инвестициями в туротрасль. Сейчас туристам на Дальнем Востоке существует нехватка качественного номерного фонда: из 40,7 тыс. номеров гостиничного фонда лишь 10% отвечают современным стандартам качества. В гостиницах останавливается лишь треть путешественников, другие размещаются у знакомых, путешествуют «дикарями» в палатках или пользуются услугами несертифицированных объектов размещения.
Но все равно и после решения этой проблемы остается проблема массовости внутреннего туризма в ДВФО – длинные перелеты из европейской части РФ никуда не денешь.
Кроме того, следует учесть традиционные предпочтения россиян по видам отдыха: например, вряд ли стоит сколько-нибудь серьезно рассуждать о том, что массовые туристы смогут переключиться с пляжных Турции или Сочи на остров Врангеля. Это не так: переубеждать массу людей, которые копят на отпуск с детьми на теплом море раз в год, в том, что им нужен совсем иной отдых – бесперспективно.
Поэтому и инфраструктура, и маркетинг Дальнему Востоку (и Арктике) нужны соответствующие иным категориям и иным запросам туристов. И в первую очередь, считают эксперты, следует ориентироваться на спрос со стороны привыкших к комфорту, искушенных и платежеспособных туристов, которые интересуются экологическим, природным, приключенческим, экспедиционным туризмом, круизами. Они дадут регионам Дальнего Востока больше денег чем массовый и бюджетный туризм.
Кроме того, как неоднократно подчеркивал директор туроператора «Дельфин» Сергей Ромашкин, отдаленным от двух столиц регионам стоит сделать ставку на привлечение путешественников прежде всего из соседних краев, областей и республик.
Это частично снимает одновременно и влияния фактора «дальнего перелета», и отчасти решает проблему стоимости туров. Однако у Дальнего Востока есть специфическая проблема и с этим рецептом: соседние с ним регионы тоже мало и редко населены, вряд ли богаты и не смогут на практике дать большого потока.
Поэтому в ближне- и среднесрочной перспективе для Дальнего Востока лучше всего под определение «соседнего региона» подходят Китай и Корея. По чисто географическим причинам, доехать во Владивосток из КНР или Кореи проще и ближе, чем из Москвы и Петербурга. А за массовостью в случае китайцев дело не станет.
Из проекта мастер-плана туристического макрорегиона «Дальний Восток» следует, что в Приморском и Камчатском краях, а также в Сахалинской области к 2035 году снова планируют принимать до 6,68 млн туристов ежегодно. И наверняка значительная доля туристов здесь будут именно иностранцами.
Текст: Екатерина Тропова