В 2023 году 8 марта «выпадает» на середину рабочей недели и принесет россиянам лишь один выходной день. Как это обстоятельство влияет на продажи туров, и какие внутренние и зарубежные направления входят в топ-10 у российских туристов на праздничной мартовской неделе, узнали у туроператоров.
Февральские длинные выходные оттянули туристический спрос с праздничной недели марта.
Прошедшие «длинные» февральские выходные оттянули на себя основную долю спроса в период традиционных февральско-мартовских праздников, рассказали в туроператорских компаниях Алеан, «Мультитур»,«Дельфин», «Интурист», Space Travel, Anex Tour, BSI Group, «Русский Экспресс» и Tez Tour.
Так, показательны данные «Мультитур»: примерно 80% праздничных заявок пришлось на праздничные выходные 23 февраля, и лишь 20% – на заезды с захватом 8 марта. О схожих трендах продаж сообщают и другие участники туристического рынка.
«Четыре дня выходных в феврале стали для многих удобной возможностью съездить в короткий тур, или, взяв дополнительно несколько дней отдыха, организовать полноценный отпуск. Спрос на февральские праздничные даты был хорошим», – комментируют эксперты туроператора Pac Group.
Ситуацию с текущими продажами с захватом 8 марта участники туррынка характеризуют как близкую к обычному сезонному спросу.
«Продажи туров в первой половине марта, скорее обусловлены плановыми отпусками россиян, а не специальными поездками в связи с международным женским днем», — отмечают в Anex Tour.
«Поскольку на праздник 8 марта в этом году выпадает всего один выходной день, он сам по себе мало влияет на спрос», – соглашаются и специалисты туроператора Ambotis Holidays.
Вице-президент АТОР, генеральный директор туроператора «Дельфин» Сергей Ромашкин подчеркивает и такой важный фактор, как платежеспособность россиян.
«Туристы уже потратили деньги на поездки Новый год, а многие затем и на длинные февральские выходные, так что какого-то всплеска бронирований на праздник 8 марта мы не видим. Бронирования идут в обычном темпе. В целом доля туристов, которые могут путешествовать несколько раз в год, уменьшается год от года. Доходы населения падают, и, будем честны, большинство людей могут позволить себе только одну поездку в год. И с самой высокой долей вероятности это будет не отпуск весной, а поездка летом на море», — подчеркивает г-н Ромашкин.
Почему туры на весну в 2023 году бронируются значительно лучше, чем год назад.
В сравнении с прошлым годом наметился один важный тренд, на который обращают внимание эксперты. В феврале-марте 2023 года спрос на организованные поездки на март и в целом на весенний период значительно выше в сравнении с тем же периодом 2022 года.
Например, по статистике туроператора «Интурист», продажи туров на даты с захватом 8 марта в этом году на целых 274% (двести семьдесят четыре) выше, чем год назад. В «Веди групп» спрос на туры в период мартовских праздников вырос примерно на 30-40% по сравнению с тем же периодом прошлого года. Об резком увеличении количества бронирований в годовом выражении сообщают в других туроператорских компаниях.
Как полагают наблюдатели, такой рост объемов бронирований связан прежде всего с эффектом низкой базы бронирований туров. В конце февраля - начале марта 2022 года, когда десятки тысяч россиян застряли за рубежом, отключались карты, массово отменялись рейсы и у туристов была полная неопределенность, спрос был весьма низок.
По сравнению с этим периодом вполне естественным выглядит яркий рост сейчас, когда на рынок вернулись ряд популярных выездных направлений, увеличились объемы авиаперевозки за рубеж и появилось такое массовое направление, как Таиланд (до осени 2022 года туда не летали напрямую, а в стране действовали ковидные ограничения).
Кроме того, по мнению представителей туроператора BSI Group, повышение интереса к поездкам в весеннем периоде обусловлено и психологической усталостью от зимы и стрессов, длящихся уже несколько лет, стремлением сменить обстановку.
Какие топ-5 направлений в лидерах спроса в заездах с захватом 8 марта.
Туроператоры рассказали, какие направления в целом входят в топ-5 по бронированиям с захватом 8 марта (в период с 4 по 12 марта) у организованных туристов.
По агрегированным оценкам участников рынка, в первой пятерке – ОАЭ, Таиланд, Египет, Турция и Россия. Эти данные туроператоров в точности подтверждаются независимо и данными сети турагентств «1001 Тур». В сравнении с прошлым годом в топ-5 появился Таиланд: прямых рейсов в эту страну ЮВА весной прошлого года не было.
Близки к топ-5 и Мальдивы, у некоторых туроператоров они на втором-третьем местах по объемам. «ОАЭ, Мальдивы, Таиланд, Египет – это зарубежные направления, которые пользуются высоким спросом в этом году», – говорят о своих лидерах продаж в Space Travel.
Также в первой десятке по спросу в период с 4 по 12 марта – Шри-Ланка, Сейшелы, направления ближнего зарубежья. В BSI Group считают ожидаемым трендом рост количества бронирований в Армению, Азербайджан и Узбекистан – на фоне увеличения количества рейсов в эти страны.
Несмотря на сложности с получением виз и отсутствие прямого авиасообщения, существует и определенный спрос на поездки в Европу. Например, Италия и Франция входят в топ-10 продаж Pac Group, туры в эти две страны и в Венгрию также бронируют у туроператоров «Веди Групп» и BSI Group.
«Преимущественно это путешественники, у которых есть визы, и которые не прекращали ездить в Европу. Многие из них стремятся совместить деловые поездки в Европу с познавательными. В основном туристы летят в Европу через Стамбул, реже, так как это дороже, – через Белград», – комментируют в BSI Group.
Что касается доли продаж туров по России у крупных многопрофильных туроператоров, то в сравнении с прошлой весной она несколько снизилась: с 25-30% до 10-15% в текущем году. Как поясняют эксперты туроператора Fun&Sun, это вполне объяснимо: в марте 2022 года выбор зарубежных направлений был, мягко говоря, невелик в сравнении с нынешним моментом. Тогда, соответственно, резко выросла и доля внутренних направлений в структуре бронирований. Сейчас она вернулась в норму, при этом объем бронирований туров по России в абсолютных цифрах вырос.
«Выбор выездных направлений расширился по сравнению с мартом 2022 года, когда многие вообще никуда не могли улететь, и структура спроса в организованном сегменте сейчас, конечно, иная», — отмечают в Fun&Sun. У этой компании доля внутренних направлений в общем объеме продаж в период с 4 по 12 марта составляет 15%.
Как следует из анализа бронирований Tez Tour, россияне встретят международный женский день 2023 года в 33 странах мира. В сравнении с мартом 2022 года количество зарубежных направлений, куда поедут организованные туристы, увеличилось почти в два раза.
Какие российские направления входят в топ-5 по бронированиям на 8 марта.
В ТОП-5 самых бронируемых направлений на внутрироссийском рынке на мартовской праздничной неделе входят Краснодарский край, Кавказские Минеральные воды, Санкт-Петербург, Калининград и горнолыжные курорты Северного Кавказа. На короткие выходные у жителей московского региона востребованы также санатории и пансионаты в Подмосковье.
Спрос на туры на побережье в Сочи стабильно высок. Так, Сочи с долей в 62% лидирует в заездах с 4 по 12 марта на внутреннем рынке у туроператора Fun&Sun. А вот на втором месте по внутреннему спросу у федерального игрока, и это сюрприз – Анапа (15%), которая бронируется практически так же, как и популярный горнолыжный курорт Шерегеш (14%).
Как поясняют в «Русском Экспрессе», востребованность Анапы, куда сейчас не выполняются прямые рейсы, закономерна: на курорте хороший выбор отелей категорий 4 и 5* с питанием «все включено».
Как отмечают специалисты Алеан, курорты Кавминвод популярны весной и входят в топ лидеров безотносительно праздничных дат: во многих здравницах и гостиницах уже нет свободных мест, а по мере наступления теплой весенней погоды спрос будет только усиливаться. Как сообщают в «Русском Экспрессе», благодаря прошедшим снегопадам снова хорошо бронируются горнолыжные курорты на Красной Поляне.
Присутствие в мартовском праздничном рейтинге Санкт-Петербурга в BSI Group называют объективным явлением и связывают это с большим выбором интересных и недорогих экскурсионных программ.
«Туры в Северную столицу бронировали и будут бронировать, несмотря на большой самостоятельный турпоток по этому направлению. В Санкт-Петербург всегда можно подобрать тур на разные интересы и возрастные категории по очень демократичной цене», – отмечают в BSI Group.
Куда будут бронировать туры «в последнюю минуту».
Как полагают эксперты Space Travel, с учетом средней невысокой глубины бронирования (около 7-10 дней), в течение ближайшей рабочей недели возможен незначительный всплеск спроса на заезды с захватом 8 марта.
Однако большого количества заявок last minute (в «последнюю минуту») на заграничных направлениях эксперты туррынка не ожидают. Среди причин – сложности с подтверждением зарубежных отелей и высокая стоимость авиабилетов в другие страны, в первую очередь, на дальнемагистральных направлениях.
Как прогнозирует вице-президент АТОР Сергей Ромашкин, на праздничной мартовской неделе преимущественно будут востребованы короткие поездки на выходные в своем или в ближайшем регионе, не требующие много времени на дорогу.
По мнению экспертов «Интуриста» и «Веди групп», формат бронирования last minute будет характерен для туров в Москву, Санкт-Петербург и Сочи, где большой выбор отелей, а также для экскурсионных программ с гарантированными местами и датами заездов.
По оценкам «Русского Экспресса», кроме внутрироссийских направлений, будут востребованы короткие туры в безвизовые страны (Абхазия, Армения, Турция – экскурсионные и сити-туры в Стамбул).
Как резюмируют в Ambotis Holidays, следующая волна сезонного спроса наступит в конце марта и придется на школьные каникулы. Поэтому туристам, планирующим поездку в этот высокий период, стоит поспешить с бронированием туров на эти даты, особенно в теплые страны.
Автор текста: Елена Мягкова
Шерегеш Кемеровской области является моногородом в соответствии с официальным перечнем моногородов, утвержденным Правительством Российской Федерации. Моногород - населенный пункт, экономическая деятельность которого тесно связана с единственным (градообразующем) предприятием или группой жестко интегрированных между собой предприятий. Развитие моногородов России предусматривает меры по диверсификации экономики, развитию социально-экономического положения и улучшению городской среды.