Аналитическая компания ForwardKeys обнародовала свежее исследование об изменениях авиатрафика в России и потребительского поведения российских авиапассажиров в марте 2022 г. – феврале 2023 года по сравнению с тем же периодом 2018-2019 гг. Ряд подмеченных аналитиками тенденций ожидаем, другие же весьма неоднозначны и интересны.
Суммировали выводы исследования ForwardKeys по нескольким ключевым темам и дали к ним комментарии аналитиков АТОР.
Где авиатрафик из-за геополитики пострадал наиболее сильно.
Как и следовало ожидать, санкции в отношении российской гражданской авиации и запрет на использование российскими самолетами воздушного пространства рядом стран западного блока обрушили авиатрафик из России по ряду популярных до пандемии направлений.
Так, количество кресел на рейсах между странами ЕС и Россией в период 01.03.2022 – 28.02.2023 г. по сравнению с отрезком 01.03.2018 – 28.02.2019 г. сократилось на 99%, между Россией и странами Северной Америки – на 92%, с другими частями американского континента – на 76%, со странами Африки – также на 76%.
В то же время, «Европа вне ЕС», потеряла всего 20%: это объяснимо не только оставшимися рейсами в Сербию, но в и тем, что в регион «Европы» западные авиааналитики традиционно включают Турцию.
Количество кресел на маршрутах из России в страны Азиатско-Тихоокеанского региона, по данным ForwardKeys, уменьшилось на 87% по сравнению с 2018-19 гг. Однако здесь к оценке ForwardKeys стоит добавить, что зафиксированное сокращение вызвано не столько западными санкциями, сколько тем, что самые массовые направления в 2022 году все еще были закрыты или ограничены по условиям въезда туристов из-за ковида. Так, прямые перелеты в Таиланд возобновились только в октябре 2022 года, Китай был закрыт до начала 2023 года, а авиасообщение с ним было минимальным.
В целом же, международный авиатрафик, измеренный в количестве кресел на пассажирских рейсах между Россией и остальными государствами мира, упал в марте 2022 – феврале 2023 года на 57% по сравнению с тем же периодом 2018-2019 гг.
При этом пострадала отнюдь не только Россия. Еще одним заметным последствием конфликта на Украине, западных санкций и ответного закрытия российского воздушного пространства для многих авиакомпаний стало увеличение расходов и времени полетов между Европой и Азиатско-Тихоокеанским регионом, отмечают в ForwardKeys.
По подсчетам ForwardKeys, в течение года после 24 февраля 2022 года средние цены на авиабилеты между Европой и Азиатско-Тихоокеанским регионом были на 20% выше, чем до пандемии в 2019 году, и на 53% выше, чем в 2021 году.
Кроме того, сейчас 37% воздушных маршрутов между Европой и Азией занимают более восьми часов полетного времени, что на 23% больше, чем до закрытия воздушного пространства России. Маршруты, которые пострадали от роста цен и увеличения длительности полетного времени - маршруты из Франции, Германии, Великобритании и стран Скандинавии в Японию и Южную Корею.
Кто выиграл от авиакризиса?
Во-первых, регион Ближнего Востока, точнее – арабские страны Персидского залива. Количество кресел на рейсах из России в эти государства, по оценке ForwardKeys в период в период 01.03.2022 – 28.02.2023 увеличилось на +27% по сравнению с отрезком 01.03.2018 – 28.02.2019. А, например, количество кресел на отдельно взятом маршруте Москва (Шереметьево) – Дубай выросло в этот период на 228%.
Во-вторых, выиграла и Турция: отдельно по этой стране увеличение объемов перевозки на рейсах из России и обратно составило +26%.
Самым популярными (наиболее загруженными) направлениями у россиян в течение всего 2022 года были маршруты в Турцию и обратно.
По данным ForwardKeys, трафик на маршрутах в Анталью в период 01.03.2022 – 28.02.2023 г. по сравнению с тем же периодом 2018-19 гг. из трех крупных аэропортов Москвы (Внуково, Домодедово и Шереметьево), увеличился на 144%, 77% и 74% соответственно по сравнению с уровнями до пандемии. Следующим по объемам был маршрут Москва (Шереметьево) – Стамбул (рост на 73%).
Китайский вопрос на европейской повестке дня.
«Санкции, связанные с российско-украинским конфликтом, особенно пошли на пользу Турции и странам Ближнего Востока, поскольку они сохранили прямые рейсы в Россию и из России. Мы также ожидаем, что китайские авиакомпании станут еще одним выгодоприобретателем в этой ситуации, поскольку они летают через воздушное пространство России, и это дает им конкурентное преимущество во времени полета и в стоимости топлива на маршрутах между Европой и Азиатско-Тихоокеанским регионом», – отмечает в исследовании Оливье Понти, вице-президент по аналитике ForwardKeys.
Напомним, что последнему тезису, связанному с Китаем, «Вестник АТОР» посвятил отдельный обзор «Европейская авиация попала под собственный запрет».
Богатые россияне стали больше путешествовать, а обычные – меньше?
«Самой удивительной тенденцией» прошедшего года в ForwardKeys сочли то, что (цитата) «богатые россияне вернулись к международным поездкам с удвоенной силой после пандемии, в то время как обычные россияне остались дома».
Такой вывод аналитики ForwardKeys сделали на основании собственных подсчетов по бронированию билетов различных типов.
Согласно этим данным, в период с 24 февраля до конца декабря 2022 года количество выкупленных билетов в бизнес-классе и иных премиальных классах на международных рейсах из России и обратно увеличилось в среднем на 10% по сравнению с доковидным уровнем. При этом количество билетов в эконом-классе на тех же рейсах, напротив, сократилось на целых 70%.
«Бум перевозок премиум-класса по-видимому, иллюстрирует разделение в российском обществе на богатых, которые стильно отдыхали, и менее обеспеченных, которые оставались дома», – делают вывод в ForwardKeys.
Отметим, что такое умозаключение справедливо лишь отчасти. С одной стороны, действительно, структура туристического спроса в России в постковидное время и после начала геополитического кризиса серьезно изменилась, и на это неоднократно указывали аналитики АТОР. Существенная часть «простых россиян» и правда «осталась дома».
«Ездить за рубеж стали реже. В первом полугодии 2022 года выездной турпоток оказался на 60% меньше, чем в том же периоде 2019 года. Но при анализе этих данных надо понять, преимущественно за счет кого произошло это сокращение. Прежде всего, за счет тех туристов, которые привыкли отдыхать относительно недорого, у которых расходы на организацию отдыха составляли значительную часть их заработка», – отмечал в своем недавнем аналитическом интервью вице-президент АТОР Тарас Кобищанов.
С другой стороны, отмеченный ForwardKeys «бум» бронирования авиабилетов премиальных классов, судя по приведенному компанией в этом же исследовании графику, связан не столько с тем, что «богаты россияне стали путешествовать чаще», сколько с конкретными пиками такого «бума».
На графике четко видно два пика бронирований премиальных авиабилетов. Первый из них приходится на начало событий на Украине и ввод западных санкций, а второй – на объявление частичной мобилизации в России.
Действительно, в периоды ажиотажного спроса на авиабилеты на ближайшие даты при общем дефиците международной авиаперевозки (напомним, что по данным того же ForwardKeys он составляет 57%) стремящиеся к релокации россияне тратили огромные деньги и на бизнес-класс, так как «эконома» просто не хватало, он был занят обычными туристами. И такое поведение части авиапассажиров в марте и сентябре 2022 года, конечно, сложно отнести на счет желания неких «богатых россиян» «много и красиво путешествовать».
Это хорошо согласуется и со следующим наблюдением ForwardKeys: ее аналитики признают, что спрос на такие билеты сошел к ноябрю 2022 года, и в целом ситуация с «бумом бизнес-класса» довольно серьезно поменялась к началу 2023 года.
Так, например, по замеру от 15 февраля 2023 года, количество бронирований билетов премиальных классов на международных рейсах из России и обратно на I квартал 2023 года уже не больше, а, наоборот, на 26% меньше уровней аналогичного периода 2019 года. При этом бронирований билетов эконом-класса тоже меньше, чем в 2019 году – на 66%.
Пики спроса, вызванные внутренними чрезвычайными событиями, ушли – и мы видим, как ситуация в целом стала примерно соответствовать тому самому 57%-ному дефициту международных рейсов из России. Но, разумеется, с некоторой «поправкой» на действительно во многом снизившуюся доступность выездных направлений для массовых туристов из-за роста цен.
Самые популярные в России массовые направления в феврале-марте 2023 года, по данным ForwardKeys, показывают очень значительный прирост объемов покупок билетов премиального класса по сравнению с тем же периодом 2019 года. Так, на маршрутах из РФ в Таиланд составил + 81%, на маршрутах в ОАЭ +108%, Турция показала рост в бизнес-классе на 41%, Мальдивы на 137% и Египет – на 181%.
Причины достаточно очевидны: на эти немногие оставшиеся открытыми направления с прямыми рейсами переориентировались состоятельные туристы, ранее отдыхавшие с перелетами бизнес-класса в Европе и Америке.
При этом не все – мы помним, что в целом по рынку доля бронирований премиальных билетов все равно осталась ниже на 26%, чем была до пандемии. То есть даже такой значительный прирост премиальных бронирований на пяти азиатских и ближневосточных направлениях не смог перекрыть эффект от отсутствия премиальной перевозки в западные страны.
Можно, таким образом, сделать вывод, что богатые россияне вряд ли стали существенно «больше» путешествовать (как утверждают в ForwardKeys). Скорее, они просто сохранили такую возможность на прежнем уровне, переориентировавшись на другие направления, в то время как бюджетные российские путешественники действительно стали летать за границу реже.
Редакция «Вестника АТОР».