Правительство России предоставило право бесплатного проезда по платным федеральным трассам для электромобилей в 2023 году. Эксперимент стартует с 1 марта и проводится в рамках Концепции по развитию производства и использования электрического автомобильного транспорта в Российской Федерации на период до 2030 года и проекта-маяка «Электроавтомобиль и водородный автомобиль», который курирует Первый заместитель Председателя Правительства Андрей Белоусов.
Механизм подготовлен Минэкономразвития совместно с Государственной компанией «Автодор». Разработан порядок бесплатного проезда для владельцев (физических лиц) электромобилей как отечественного, так и зарубежного производства до конца 2023 года.
На электромобиле можно будет проехать по автомобильным дорогам М-1 «Беларусь» (включая «Обход Одинцова»), М-3 «Украина», М-4 «Дон», М-11 «Нева», М-12 Москва—Нижний Новгород—Казань, Центральной кольцевой автомобильной дороге (ЦКАД).
Для примера: проезд по трассе М11 от Москвы до Санкт-Петербурга в будний день на легковом транспорте без транспондера обойдется в среднем около 2000 рублей, из столицы до Ростова-до-Дону при таких же параметрах чуть меньше - 1925 рублей.
«Для того, чтобы получить право бесплатного проезда на период проведения эксперимента, владельцу электромобиля необходимо обратиться в офис поддержки пользователей ООО «Автодор – Платные Дороги». А также предъявить документы, подтверждающие, что электромобиль оснащен исключительно электрическим двигателем и предоставить транспондер T-pass. Транспондер T-pass – это электронное средство регистрации проезда, эмитированное ООО «Автодор – Платные Дороги». В случае отсутствия такого транспондера, его можно приобрести или взять в аренду», – прокомментировал заместитель министра экономического развития Максим Колесников.
Статус «Электромобиль» позволит бесплатно проезжать через пункты взимания платы и рамки «Свободного потока». Оператор будет вести мониторинг соблюдения условий эксперимента в течение всего срока его проведения.
«При нарушении правил Акции с лицевого счета пользователя будет списана полная стоимость проезда, а его транспондер будет отключен от акции без возможности повторного участия для указанного пользователя», – пояснил заместитель председателя правления Госкомпании «Автодор» Константин Макиев.
Правительством в августе 2021 года была утверждена Концепция по развитию производства и использования электрического автомобильного транспорта в Российской Федерации на период до 2030 года, внесенная Минэкономразвития совместно с Минпромторгом. Согласно Концепции, к 2030 году планируется производить электромобили не менее 10 процентов от общего объема производства транспортных средств в России и ввести в эксплуатацию более 25 тысяч быстрых зарядных станций. В рамках реализации Концепции в 2022 году уже произведено более 1,7 тыс. электромобилей и введено в эксплуатацию около 440 быстрых зарядных станций в 12 пилотных регионах и на трассе М4 «Дон».