Что скрывается за скидками на квартиры и дешёвой ипотекой рассказывает Ася Левнева, директор департамента по маркетингу и продажам ЗАО «Балтийская жемчужина».
Геополитическая напряжённость, нарастающие санкции, экономический кризис – эти явления принесли серьезные перемены на рынок недвижимости. Застройщики в ускоренном темпе перестраивают логистические цепочки, ищут новых поставщиков и компенсируют недостаток рабочей силы. На адаптацию к сложному периоду требуется время и дополнительные ресурсы. Издержки, а с ними и себестоимость жилья растут, а платежеспособный спрос на квадратные метры падает. В таких условиях компании выходят из положения по-разному: кто-то снижает цены на неликвидные объекты, а кто-то за громкой маркетинговой акцией скрывает высокую наценку.
Из-за роста себестоимости строительства честные скидки на квадратные метры не могут превышать 15% от стоимости лота. При этом качество квартиры, реализуемой с такой скидкой, вероятно, не будет отличаться от соседних. Например, обычно по сниженным ценам продаются квартиры на первых и последних этажах из-за традиционно низкого спроса. Жить на первом этаже исторически считается небезопасно - решётки и занавески на окнах стали привычным атрибутом такого жилья.
Недостаток приватности, дефицит солнечного света, отсутствие лоджий или балконов действительно снижают качество жизни, но только в старом фонде. В современных жилых комплексах все эти риски сведены к минимуму. Закрытые дворы с инновационными системами безопасности не позволяют проникать на дворовую территорию посторонних. Комфортная жилая среда и продуманные планировки создают ощущение жизни в загородном доме.
С верхними этажами произошла похожая метаморфоза. Если раньше при поломке лифта жильцам приходилось подниматься в свои квартиры по тёмным лестницам, то сегодня в качественных новостройках установлено по несколько бесшумных просторных лифтов. Поэтому скидка за этажность больше связана с устоявшимися стереотипами, чем с реальными недостатками акционных лотов.
Сниженные цены на квартиры с окнами во двор или на проспект в видовых новостройках, также вполне объяснимы. Если покупателю не принципиально видеть парк или морское побережье прямо перед своим окном, а вполне достаточно уютной дворовой территории, можно смело экономить и на этой опции.
Нередко девелоперы дают честные скидки на первые квартиры в новых строящихся домах для раскрутки и продвижения проекта. Покупка таких квадратных метров у опытных компаний будет удачей, а у новичков на рынке в условиях экономического кризиса – довольно рискованным предприятием.
Но в период снижения реальных располагаемых доходов покупателей больше всего интересует приобретение жилья в ипотеку. Поэтому сейчас все креативы маркетологов направлены в основном на кредитные продукты и совместные с банками программы.
Самая популярная акция с ипотекой под 0,1% активно продвигается большинством застройщиков. Она неплохо работает, потому что в ситуации меняющейся реальности горизонт планирования потребителей сократился до нескольких месяцев. Стало уже не так важно, что ставка со временем может стать выше, а переплата по этой привлекательной программе составит до 35% от стоимости лота. Но и в кризис не стоит забывать о том, что даже если прогнозы экспертов о снижении цен на недвижимость не оправдаются, покрыть полную стоимость кредита в случае вынужденной продажи такой квартиры всё равно не удастся. Поэтому для этой акции установили непреодолимый для некредитоспособных заёмщиков барьер - первоначальный взнос от 1,5 миллионов рублей.
Сокращение накоплений населения также повышает интерес к ипотеке без первоначального взноса, которая не гарантирует платежеспособности клиентов. Кроме того, набирает популярность новый кредитный продукт – компании предлагают брать ипотеку траншами по мере строительства объекта.
Сэкономить на покупке квартиры вполне реально, но любое выгодное предложение должно быть обосновано. Почему лот продаётся по сниженной цене, всегда сможет объяснить менеджер по продажам. Если объяснение кажется логичным, а скидка не заоблачной, вероятнее всего она честная. С ипотекой сложнее – помимо ставки, нужно внимательно изучать наличие скрытых платежей и считать сумму переплаты.