Выставка «Искусство быть: запредельно близко» пройдет с 17.02.2023 по 26.03.2023 Ивановском государственном историко-краеведческом музее имени Д.Г. Бурылина в Музейно-выставочном центре.
Вслед за Свияжском и Владимиром арт-объекты инклюзивной выставки «Искусство быть: запредельно близко» встречает город Иваново, завершая этот третий цикл проекта. Восемь арт-объектов современного искусства, отобранных со всей России, жители и гости Иванова увидят на выставке «Искусство быть: запредельно близко» в Ивановском государственном историко-краеведческом музее имени Д.Г. Бурылина в Музейно-выставочном центре.
Оммаж знаменитому своим текстилем городу Иваново - один из арт-объектов экспозиции – «Сигнальный экземпляр» Арт-группы «Хочу быть Соковым». Название Арт-группы «Хочу Быть Соковым» удивительным образом отсылает к значимой фигуре для Иванова – Осипу Сокову – одному из первооткрывателей хлопчатобумажной промышленности. Изначально же в названии речь идет о другом не менее известном Сокове – Леониде – отечественном художнике, представителе соц-арта. Однако здесь ориентир на городе Иванове не заканчивается: сама работа, представленная на выставке, говорит со зрителем посредством текстиля, с чем сам город и ассоциируется в умах многих гостей. Авторы использовали 33 кусочка ткани, чтобы передать важные для проекта слова. В работе использовался ивановский текстиль. Орнамент выбирался относительно эмоций, вызванных тем или иным словом, размещенным после на кусочке ткани.
Сигнальным экземпляром называют первый, пробный экземпляр книги, журнала или любого другого издания, которое направляется в издательство как образец тиража для утверждения. «Текст» и «текстиль» происходят от латинского «textus» (лат.) – ткань. В основе обоих – сплетение: букв или нитей. На выставке представлен «Сигнальный экземпляр» — разговорник арт-резиденции «Искусство быть», реализованной для художников в июне 2022 года. Здесь обозначены слова, фразы, обрывки предложений, которые чаще всего проявлялись в разговоре участников. Они позволяют, с позиции наблюдателя, очертить темы, волнующие сегодня художественное сообщество в рамках инклюзивной культуры. Арт-объект, зашифрованный в слова, наглядно демонстрирует нам посыл о целостности. Если смотреть на работу авторов и видеть отдельные слова, то мы не сможем увидеть сути. А суть в том, что каждого человека, будь он нормотипичным или с инвалидностью, стоит обозревать целостно, а не с точки зрения его особенностей. Здесь мы призываем видеть в каждом личность, а не человека, у которого ограничены возможности. Посетителям выставки здесь предложено выйти за рамки стигматизации.
Посетители выставки также смогут увидеть такие работы, как:
«Отражение ускользающего времени» Дарьи Яковишиной. Это инсталляция про восприятие времени, когда каждый человек воспринимает его по-разному и использует по-своему. Прикасаясь к арт-объекту мы можем почувствовать, как меняется время.
«Без названия» Анастасии Ковалевой. Загадочный арт-объект, в котором каждый видит что-то свое. Не случайно автор предлагает название своей работы «Без названия» - это вызов для участников пофантазировать и решить, что же перед ними.
«Ткань слуха» Валентины Андреевой. Художница наглядно с помощью арт-объекта демонстрирует проблематику слабослышащих людей и показывает, как фрагментарно воспринимает информацию человек с особенностями слуха.
«Остров камней и равновесия» Яны Васильевой. Прообраз сада из родного города художницы в городе Краснодаре, который имеет особенное значение для её мамы, потерявшей зрение. Посетители выставки могут менять местами части инсталляции - создавать свои миры.
Инсталяцию Проект «Топография хрупкости». Вселенная каждого человека – это хрупкая конструкция, которая нуждается в бережном отношении. Как элементы инсталляции художников хрупки и беззащитны, так и личность человека может быть травмирована самыми разными факторами.
«Панграмма» Анны Мартыненко. С помощью специально разработанной художницей программы каждый посетитель выставки может увидеть модель своего голоса в формате 2D. В зависимости от скорости речи, тембра, громкости, высоты звука и диапазона голоса модель трансформируется и приобретает новые очертания.
Короткометражный фильм «Lighinclusion» Людмилы Михайловой. Открывает тему культуры света в городских пространствах. Свет в мегаполисе – это не только красота и яркость, но и комфорт и помощник всем жителям. Важно предусматривать нюансы в процессе проектирования городских пространств для того, чтобы делать освещение для всех максимально комфортным. Это и отражено в фильме.
В 2022-2023 выставки проходят в трех регионах РФ. В рамках проекта современные художники, специалисты по инклюзии, люди с особенностями здоровья и развития и арт-медиаторы объединяются вместе. Через арт-объекты художники рассказывают об инклюзии, о тех ситуациях, с которыми приходится сталкиваться людям с ОВЗ. Посетители выставки смогут не только познакомиться с современным искусством, но и получить элемент психологической реабилитации от взаимодействия с арт-объектами. Художники, работы которых представлены на выставке прошли предварительно обучение в арт-резиденции от фонда «Гольстрим», потому с их объектами можно взаимодействовать, трогать, переставлять и становиться соавтором. Проект нацелен на популяризацию современного искусство как ресурса для развития инклюзивной культуры в стране, а также следует принципам, то есть участие и со-участие всех людей. Информация о выставке «Искусство быть: запредельно близко» доступна на русском жестовом языке. В 2022-2023 выставки проходят в трех регионах РФ. Это Свияжск, Владимир и Иваново.
«Искусство быть» — один из проектов благотворительного фонда «Гольфстрим». Проект реализуется с использованием средств гранта Президента Российской Федерации на реализацию проектов в области культуры, искусства и креативных (творческих) индустрий.