Сегодня высшее образование приобрело особую роль в нашем государстве. Согласно указу президента России Владимира Путина, 2023 год объявлен Годом педагога и наставника, а 2022–2031 годы - это Десятилетие науки и технологий. Как регионы воплощают общественно значимые задачи, рассказывает ректор Воронежского государственного технического университета (ВГТУ) Дмитрий Проскурин.
– Дмитрий Константинович, российские вузы сегодня должны подготовить специалистов высокого уровня, готовых к достижению экономического прорыва по итогам Десятилетия науки и технологий. С какой научно-технической базой подходит к этому периоду высшая школа, в частности, ВГТУ?
– В связи с ростом темпов социально-экономического развития, наука играет весомую роль во многих отраслях. Пррезидент поставил перед высшей школой и научным сообществом амбициозные и акуальные задачи: это импортозамещение и разработка передовых технологий, которые позволят выйти на новый уровень экономики в мировом масштабе.
Если мы проанализируем научные разработки отечественных вузов, то заметим, что уже сейчас есть определенные достижения. Многие российские университеты включились в федеральный проект «Приоритет 2030»: участники программы генерируют новые научные проекты в области фармацевтики, биомедицины, микроэлектроники, экологии.
Воронежский государственный технический университет идет в авангарде процесса развития передовых технологий. Поддерживая научные исследования, мы повышаем престиж вуза у абитуриентов, а для нас это один из самых важных факторов. Уверен, что Десятилетие науки и технологий станет новым этапом мощного развития научных исследований. К примеру, сейчас на базе университета для развития инновационной деятельности и коммерциализации научных разработок с участием ВГТУ действует 9 малых инновационных предприятий. Наиболее активные из них – ООО «Ресайклинг Констракшн» (проектирование и строительство малоэтажных зданий, где повторно используют строительные материалы и конструкции, остающиеся после сноса зданий); «ДМ Солюшн» (разработка программного обеспечения); ООО «ПроектСтройИнжиниринг» (комплекс инжиниринговых работ и услуг, в частности,, предпроектные работы, эксплуатация, диагностика автомобильных дорог и инженерных сооружений, мостов и путепроводов).
– Прошли времена, когда молодежь шла в вуз «за корочкой». Сегодня студенты по-настоящему увлечены наукой и стремятся строить карьеру уже с первых дней учебы. Каке перемены ждут высшую школу сегодння?
– Ранняя профориентация не всегда возможна. Правильно выбрать будущую профессию в 10-11 классе достаточно сложно. Отрадно отметить, что по специальностям, связанным с ракетостроением, авиастроением, уже сегодня в регионе и в стране формируются специальные классы в школах. И наши преподаватели активно их поддерживают. Здесь мы делаем ставку в профориентационной работе ещё и на среднее профессиональное образование.
Многие высшие учебные заведения, в том числе и ВГТУ, имеют соответствующие структуры, которые реализуют программы среднего профессионального образования. И спрос на него за последние годы только увеличивается. Ребята после 9-го класса поступают в колледжи, в том числе технические. За 3-4 года, пока они учатся в нашем строительно-политехническом колледже, они уже точно понимают, нужно ли им корректировать свою траекторию при поступлении на программы высшего образования. А те, кто потом выбирают еще и высшее образование по этому направлению, в результате становятся действительно высококлассными специалистами. И очень часто ребята после колледжа не боятся идти сразу работать, а потом получать высшее образование заочно. Мы считаем, что за такой стратегией – будущее, ведь успешный человек учится всю жизнь. И мы должны эти сервисы предлагать, в том числе дополнительное профессиональное и заочное образование.
Наш университет учитывает современную ситуацию в Центрально-Черноземном регионе, которая характеризуется высокими темпами развития разных отраслей промышленности, а следовательно, острой потребностью в высококвалифицированных кадрах. Выпускники вуза должны быть готовы к постоянному развитию собственных профессиональных качеств, смене видов деятельности, созданию и реализации собственных инновационных проектов, освоению «компетенций будущего», потому что работодатели ждут уже подготовленного специалиста. Такая ситуация требует новых подходов к профессиональной подготовке студентов, включающей формирование системного и проектного мышления, навыков командной работы, цифровой грамотности. Именно поэтому обучение в нашем вузе сегодня максимально практико-ориентированное. И студенты, особенно те, кто поступил на целевое обучение, стремятся проходить практику на базе работодателей с первых курсов.
– Дмитрий Константинович, расскажите о наиболее значимых технических прорывах и достижениях в российской науке.
– Сегодня актуален тренд, коггда вузы параллельно серьезно вкладываются и в фундаментальную науку, и в практические научные решения. Например, наш вуз активно работает в сфере микро- и радиоэлектроники и импортозамещения недостающей элементной базы. В этом направлении мы активно сотрудничаем с ведущими воронежскими предприятиями. К примеру, в состав попечительского совета ВГТУ входят Александр Иванов – генеральный директор ОАО «Корпорация НПО «РИФ», которая создана на базе опытного завода микроэлектроники, а также Анатолий Кузнецов, генеральный директор АО ВЦКБ «Полюс», разрабатывающего различные виды радиоэлектронной аппаратуры. Эти предприятия охотно трудоустраивают наших выпускников.
Также мы видим огромный запрос в области инфраструктурных проектов, в частности, дорожного строительства. Например, у нас очень мощный дорожно-транспортный факультет, при котором создан Дорожный НИИ ВГТУ. В настоящее время стоит задача, чтобы 85 процентов дорог страны различных уровней соответствовали строительным нормам. Всё это – запрос на кадры и технологии. И мы активно этим занимаемся.
– Где себя активнеее проявляют студенты - в научной работе или практической реализации проектов с перпективой на будущее?
– Наши студенты очень чувствительны к запросам общества как в научных изысканиях, так и в практических решениях. Наши преподаватели сейчас выстраивают такие отношения с обучающимися, чтобы они могли в полной мере реализовать свой потенциал не только в стенах вуза, но и сразу были направлены на практику на наши местные предприятия. Отрадно отметить, что с каждым годом в науку приходит всё больше талантливой молодежи. Поэтому одна из важнейших задач нашего университета – сделать всё необходимое для эффективной работы молодых ученых и поддержки их научных исследований. Для этого в нашем вузе функционируют более 50 научных лабораторий и центров с различными видами специализации. В частности, центр экспертизы промышленной безопасности, а также международный научный центр по фундаментальным исследованиям в области естественных и строительных наук.
– Каквы сегодня приоритеты развития вашего вуза? И что ожидает общество и государство сегодня от университетов в рамках программы Десятилетия науки?
– Соггласно нашей миссии, мы готовим лучшие кадры для лучших работодателей. Качественное образование – это глубокая повседневная работа, тесное взаимодействие с предприятиями, не только на производственных практиках, а круглогодично. Министерство науки и высшего образования запустило проект «Технологическое предпринимательство», который дает возможность ребятам, генерирующим идеи и технологические решения, довести свои проекты до воплощения на предприятиях. В нашем университете действует инновационный бизнес-инкубатор для студентов, аспирантов и научных работников имени профессора Ю.М. Борисова. Зддесь созлдана необходимаябаза для тестирования наиболее удачных разработок, которые затем внедряются в производство на крупнейших предприятиях города.
Отмечу, что сегодня для нас приоритетны те исследования, которые приносят результат, доведенный до производства. В нашей актуальной финансово-экономической модели образовательного процесса важный этап - выход преподавателей на предприятия вместе со студентами в течение всего учебного года. В нашем университете идет регулярная модернизация образовательных программы, чтобы выпускники вуза были полезны региону и стране – в ближайшие годы и в более длительной перспективе. Итак, сегодня университеты готовят самые передовые кадры для нашей инновационной экономики. Поэтому есть уверенность в том, что Десятилетие науки станет периодом возрождения мощного научного и производственного потенциала страны. Вузы совместно с производственным сектором смогут оперативно внедрят инновации, обеспечивая технологическое превосходство России.