Клиенты брокеров в первом полугодии 2022 года из-за неопределенности на фондовом рынке сократили объем вложений в иностранные активы, снизили свою активность и интерес к маржинальной торговле. При этом увеличилась доля владельцев небольших счетов: если годом ранее на инвесторов с портфелями до 10 млн рублей приходилось 31% активов, то сейчас их доля выросла до 41%.
Клиенты в доверительном управлении старше тех, кто обслуживается у брокера, а размер их портфелей больше, что объясняется в том числе наличием минимального порога входа. При этом на брокерском обслуживании сильнее выражено неравенство в распределении активов: на 1% самых состоятельных клиентов приходится 74% активов, тогда как в доверительном управлении — 61% активов. Как показало исследование, в основном розничные инвесторы предпочитают заключать договоры онлайн. Правда, клиенты доверительного управляющего вынуждены порой посещать офис из-за особенностей заключения договоров индивидуальных стратегий управления.
Портрет розничного инвестора.
По итогам первого полугодия 2022 года Банк России определил основные характеристики портрета розничного инвестора. В исследовании приняли участие 18 крупнейших брокеров (25,2 млн клиентов) и 9 крупнейших доверительных управляющих (840,9 тыс. клиентов).
Распределение активов между портфелями.
Доля активов, которыми владеет 1% клиентов с наибольшими портфелями:
- клиенты на брокерском обслуживании – 74%;
- клиенты на доверительном управлении – 61%.
Клиенты с портфелями менее 100 тыс. рублей:
- БО – 92%.
- ДУ – 56%.
Средний возраст клиентов:
- на брокерском обслуживании – 37 лет;
- на доверительном управлении – 48 лет.
Средний размер портфеля:
- на брокерском обслуживании – 0,2 млн руб.;
- на доверительном управлении – 1,0 млн руб.
Средневзвешенная доходность клиентов:
- БО – -25,8%.
- ДУ – -8%.
Клиенты, заключившие договор онлайн:
- БО – 88%.
- ДУ – 77%.
Клиенты, которые ни разу не пополнили счета в первом полугодии 2022 года:
- БО – 76%.
- ДУ – 90%.
Подготовлено Департаментом инвестиционных финансовых посредников.