Москва успешно справилась с задачами по экспорту, поставленными в региональных проектах «Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства» и «Системные меры развития международной кооперации и экспорта». Несмотря на необходимость быстро переориентироваться на новые внешние рынки, город досрочно достиг нужных показателей.
«Уже на 1 декабря при поддержке города экспортные контракты заключили 272 экспортно ориентированные компании сектора малого и среднего предпринимательства (МСП). Это на 89% больше плановых показателей регионального проекта “Системные меры развития международной кооперации и экспорта”, который является частью нацпроекта “Международная кооперация и экспорт”. При этом объем поддержанного экспорта субъектов малого и среднего предпринимательства составил 85,7 миллиона долларов к началу зимы. Таким образом, планка, прописанная в регпроекте “Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства”, входящего в нацпроект “Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальных предпринимателей”, превышена почти на 40%», — сообщил руководитель столичного Департамента предпринимательства и инновационного развития Алексей Фурсин.
Кроме того, в 2022 году Москва первой из субъектов России внедрила региональный экспортный стандарт 2.0. Разработанный Российским экспортным центром комплекс мер формирует новые возможности для реализации экспортной деятельности.
Московский экспортный центр, подведомственный Департаменту предпринимательства и инновационного развития, оказывает поддержку бизнесменам и способствует продвижению их продукции на зарубежных рынках. В этом году услуги центра получили более пяти тысяч экспортно ориентированных малых и средних предприятий города. Для многих из них поддержка стала первым шагом для выхода на экспорт. В частности, компания по производству детских товаров впервые заключила внешнеторговый контракт с Арменией по результатам участия в онлайн-бизнес-миссии.
В общей сложности прошло 20 бизнес-миссий, в том числе 11 с выездом за рубеж. А для удобства предпринимателей город организовал четыре реверсные бизнес-миссии на площадках в Москве и пять онлайн-встреч с иностранными партнерами.
На отраслевых выставках дружественных стран были представлены товары московских производителей под единым брендом Made in Moscow («Сделано в Москве»). Некоторым компаниям в результате профильных мероприятий за рубежом удалось подписать контракты. Например, на рынок Казахстана вышли участники Kihe 2022: поставщик медикаментов, предприятие по выпуску биологически активных добавок и производитель медицинского оборудования. Производитель средств для ухода за полостью рта после участия в выставке Beauty Istanbul (Турция) заключил экспортный контракт на поставку продукции в Узбекистан и Саудовскую Аравию. А кинокомпания — участник стенда МЭЦ на индийском кинорынке Indian Film Bazaar на Гоа подписала прокатное соглашение с местной компанией на дистрибуцию фильма.
Также город помогает предпринимателям оперативно адаптировать свою экспортную стратегию под новые условия. Для этого МЭЦ открыл программы по размещению на латиноамериканских и индийских маркетплейсах, а также экспортный акселератор. Его участники разработают эффективную стратегию выхода на внешние рынки, найдут новых экспортных партнеров и смогут расширить географию своих продаж.
В рамках оказания финансовой поддержки МЭЦ предоставил до конца 2022 года более 300 миллионов рублей в виде субсидий. Эти средства помогут компаниям возместить затраты на реализацию своей продукции за пределами России. Речь идет о полном спектре мер: сертификации товаров, их адаптации на зарубежном рынке, транспортировке. Кроме того, часть полученного от центра финансирования поступит компаниям в виде грантов на развитие экспортной деятельности.