Коллектив педагогов, работников и воспитанников Бурятского республиканского хореографического колледжа имени Сахьяновой и Абашеева простились с коллегой, наставником и другом Натальей Алексеевной Абыковой, заслуженным работником культуры России.
- Что ты натворила, Наталья! - повторяет и повторяет Виктор Ганженко. Народный артист России не пришел на гражданскую панихиду: не смог отпустить свою подругу детства, выросшую вместе с ним за одним хореографическим станком училища.
Все оглушены трагической новостью. Наталья Абыкова была символом хореографического колледжа. И это не преувеличение. Эта скромная во всем, да что там, застенчивая женщина была носителем самого духа русского императорского балета. Линия ее педагогической преемственности восходит к самой Агриппине Вагановой.
- С приходом в коллектив Наталья Алексеевна в далёком 1972 году не уставала говорить о великой основательнице российского балета, о необходимости поддерживать и развивать ее уникальную методику танца, - вспоминают коллеги.
Педагог классического танца Наталья Абыкова считала, что балетный наставник для детей должен быть примером во всем. Приветственный книксен девочек незнакомцу привычное дело в колледже, хотя поначалу человека немного шокирует. Эти старосветские манеры тоже ежедневный балет, воспитывающий изысканность поведения и красоту общения. Наталья Абыкова поддерживала такую атмосферу в учебном заведении, прививала светский этикет к вновь поступившим детям.
Сдержанность и тактичность педагога отмечали все, знающие Наталью Абыкову. Грубое слово или повышенный тон в разговоре ей был не приемлем, тем паче с детьми. Порой ее застенчивость умиляла.
- Уберите из статьи все эпитеты в мой адрес, пожалуйста, - просит она меня при согласовании юбилейной статьи к ее 70-летию и 50-летию педагогической деятельности. - Категорически отказываюсь это делать. Ну уберите тогда хотя бы слова про утонченные руки, пожалуйста!
- Хорошо заменим их другими словами - "благородные руки Натальи Абыковой", - сопротивляюсь своей собеседнице.
- Тогда я буду вынуждена уйти и уволиться из колледжа, - сокрушается Наталья Абыкова.
- Почему это, уволиться? - удивляюсь какой-то непонятной категоричностью ветерана труда.
- Надо мной будут смеяться!
- Кто это будет смеяться?
- Ганженко..., - выдавила Наталья Алексеевна.
Так сильно я не смеялся давно. Пришлось позвонить Виктору Александровичу, попросить, чтобы он поздравил свою коллегу и подругу с выходом статьи. Ганженко по-мужски пообещал это сделать. Такие трогательные ребяческие отношения два патриарха бурятского балета сохранили с самого детства.
- В командировках мы все переживали: что будет кушать Наталья Алексеевна? Она в кафе всегда долго изучала меню, и мы все с облегчением вздыхали, когда она делала свой заказ, - вспоминает методист колледжа Лариса Гененова. - Мы вместе усиленно готовились к весенней научно-практической конференции в колледже. И как всегда последнее слово в выборе названия, содержательной части конференции оставили за ней. Такая невосполнимая утрата для педколлектива, для детей.
Воздушная походка, вытянутая как струна спина - Наталью Абыкову можно было назвать невесомой, прозрачной. Она очень щепетильно относилась к собственному здоровью, сухие галеты все что она позволяла себе к чаю во время перерывов между уроками. Поистине, питалась, наверное, эфиром. Такое строгое отношение к себе - показатель настоящего артиста и педагога балета, обреченного на пожизненную строгую диету и воздержание.
- Для меня Наталья Алексеевна всегда была примером женской красоты, мудрости, элегантности. Воплощением доброты, чуткости и заботы к детям, - считает Эржена Бардуева замдиректора БРХК по воспитательной работе, воочию видевшая теплые отношение между педагогом и воспитанниками.
- Всем, что у меня есть, я обязан Наталье Алексеевне, - рассказывает Владимир Кожевников, директор БРХК. Заслуженный артист России возглавил похоронную комитет своего наставника. - В детстве я увлекался хоккеем и велоспортом, у меня были сильно развиты другие группы мышц, чем у танцоров. Наталья Алексеевна взялась сбалансировать мой мышечный тонус. До потери пульса она заставляла меня прыгать и скакать. Порой не уставала разыскивать меня: она знала все наши тайные места в училище, где прятались мальчишки.
С удивлением узнаю о недостатках прославленного педагога. Оказывается и на солнце бывают пятна! На отпевании усопшей православный батюшка, отец Олег с возмущением обнаруживает возле ее изголовья сигареты.
- Наталью Алексеевну мы обожали! Она как-то по-мальчишески пряталась во дворе колледжа, чтобы побаловаться сигаретами. Просила нас ее прикрыть, если вдруг обнаружится. Курила изысканные ароматные марки табака, - вздыхает Эрдэни Эрдынеев, водитель колледжа.
- Но от нее никогда не пахло сигаретами? - не скрываю своего удивления.
- Она все заедала шоколадом и тщательно опрыскивалась духами, - делится мой собеседник.
Весь мир сотряснулся в глазах Николая Танцырева, фотографа колледжа, когда пришли за фотографией Натальи Абыковой для некролога.
- Наталья Алексеевна вырвала меня из дворовога мира ПВЗ, познакомила с балетом и направила мою жизнь в нормальное русло, - не скрывает слез на поминальном обеде мужчина. Его фотография учителя, в строгих черных тонах, украсила последний путь Натальи Абыковой.
Священник, отец Олег после отпевания произносит проповедь: "На третий день покойница предстанет перед Господом, сначала ее отведут в рай, чтобы показать, как живут праведники, потом в ад, где мучаются грешники. Там на небесах она увидит свои явные или неявные прегрешения на земле, но попросить прощения не сможет, ибо будет без голоса. Мы своими молитвами можем сделать это за нее, и попросить Бога простить ее грешную душу".
Среди прощающихся с Натальей Абыковой Баярто Дамбаев, главный балетмейстер БГАТОиБ имени Цыденжапова. Заслуженный артист России от лица сотен учеников, разбросанных по всей стране и миру, находит пронзительные слова об учителе. Для учившихся в отрыве от дома и живших в интернате воспитанников Абыкова была как мама.
Наталья Алексеевна Абыкова – педагог по призванию, педагог с большой буквы, отдавший все свои силы, энергию и талант преподаванию балетного искусства воспитанникам нашего прославленного учебного заведения. Многие ее ученики стали артистами балета БГТОиБ имени Цыдынжапова, Бурятского государственного национального театра песни и танца «Байкал», трудятся в театрах в Москве, Санкт-Петербурге и других российских городах, а также работают за рубежом: Германии, Англии, Бельгии, Италии, Испании, Австралии, Китае и Америке.
Педагогическая деятельность Наталья Абыковой выходила далеко за пределы Бурятии, и охватывала другие российские регионы, такие как Республика Саха-Якутия, отличником культуры которой она являлась, а также Тыва, Забайкальский край и Иркутская область, которая отметила ее почётной грамотой Министерства культуры и архивов Иркутской области за большой вклад в развитие культуры области.
С благодарностью вспоминают яркого педагога хореографы школ искусств Иволгинского, Северобайкальского, Тункинского и других районов Бурятии.
- Покойница оставила бренное тело, которое лишь одежда для души, - разъясняет тайны загробной жизни батюшка.
- Наташа в молодости получила травму позвоночника, и не могла дальше работать в театре, - делится Лариса Протасова, народная артистка Бурятии, заслуженный работник культуры России.
- Это не было связано с балетом, а было бытовым несчастным случаем, - всегда поправляла в этих случаях в разговоре сама Наталья Абыкова.
Сложись все по-другому, безусловно, Наталья Алексеевна была бы великой балериной. Но Господь уготовил ей другую судьбу - стать великим педагогом балета.
Оставила на бренной земле Наталья Абыкова свой наградной титул, в списке которого в министерстве культуры Бурятии перечисляют многочисленные звания, награды и знаки отличия. Среди последних - звание "Почетный наставник Республики Бурятия", отличительный знак которого педагог получила этим летом из рук министра культуры Бурятии Соелмы Дагаевой. Не успела педагог получить орден "Золотая звезда дружбы" Монголии, для поездки куда только оформила загранпаспорт. Но забрала с собой в последний путь Наталья Абыкова только любовь и память благодарных ей людей.
В Наталье Алексеевне Абыковой было нечто сакральное, от бога, по-светски это называют "призванием". Свое глубокое преклонение перед сценой, священную к балету любовь она пронесла через всю свою долгую, плодотворную жизнь. Этот след она оставила и в своих учениках, которые будут нести дальше всё чему она их учила.
В высоких мирах есть два вида тенгриев, по-русски, ангелов. Одни небожители восхищаются собственными творениями. Другие, классом выше, восхищаются творениями других. Наталья Абыкова была из последних.
На земле она готовила воспитанников быть небожителями, быть кумирами публики, танцевать как богов. Теперь на небе она учит богов танцевать как людей. Ибо мечта любого небожителя родиться на земле, чтобы испытать человеческое счастье.
Верю, что через 10 лет Наталья Абыкова вернётся в новом теле: слишком сильно она любила жизнь, балет и родной колледж. И, возможно, одна из ее учениц узнает в хрупкой девчонке или угловатом мальчике своего наставника, вернувшегося, чтобы продолжить головокружительный танец своей бессмертной души.
Балет умер, да здравствует балет!
Батодалай Багдаев.