14.12.2022 15:48
Аналитика.
Просмотров всего: 10472; сегодня: 2.

ВЦИОМ изучил ценности и приоритеты молодёжи России

ВЦИОМ изучил ценности и приоритеты молодёжи России

Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представил результаты опроса о ценностях и приоритетах в молодежной среде.

Идентичность молодежи.

Молодежь – особая социальная группа, которую отличает высокий уровень социальной мобильности, формирование жизненных ценностей и приоритетов, активный поиск своего места в жизни. Особенностью последних лет и месяцев явилось специфическое сочетание глобализации и изоляционизма. В таких условиях представляет особый исследовательский интерес то, как это отразилось или не отразилось на молодежи. Подавляющее большинство молодых россиян 14-35 лет сегодня идентифицируют себя как граждане РФ – 83% (- 7 п.п. к 2021 г.). В разных возрастных молодежных группах доминируют разные виды идентичности, среди 14-17-летних – национальная (30%); среди 18-24-летних – 38% идентифицируют себя в первую очередь как «гражданин мира»; религиозная идентичность преобладает у 25-29-летних (36%), в старшей молодежной группе 30-35 лет наряду с религиозной (44%) доминирует и гражданская (42%). На смену доминирующей у 18-24-летних космополитичной идентичности – приходит этническая идентичность 14-17 летних.

История страны и история семьи.

Три из четырёх молодых людей в России хорошо знают историю своей страны (76%) и историю своей семьи (73%). Признались, что плохо осведомлены об истории России 20% или каждый пятый, а об истории своей семьи – 24%, каждый четвертый. Показатели остаются высокими во всех возрастных группах молодежи, наиболее высокий уровень знаний о стране приходится на группу 18-24 лет – 80%, а о семье - на группу 14-17 лет – 79%. В младшей молодежной группе сохраняется на высоком уровне авторитет старших членов семьи – родителей, бабушек и дедушек, 57% стараются прислушиваться к их мнению и отмечают, что советы родных во многом помогают им. Среди молодежи в целом показатель составляет 44%, треть (32%), напротив, отмечают, что взгляды представителей старших поколений устарели и вряд ли могут помочь с выбором правильных решений (максимум среди 18-24-летних и 30-35-летних – 36% и 35% соответственно). При этом 91% российской молодежи признают важность поддержания теплых отношений со всеми членами семьи (сумма ответов «важно» и «скорее важно»). Максимум отмечен среди старшей молодежной группы 30-35 лет (95%) и молодых людей, проживающих в небольших поселках городского типа и селах (96% vs. 86% среди молодёжи из городов миллионников).

Законы и правила.

Формальные законы и правила имеют для молодежи большее значение, чем неформальные. Большинство 14-35-летних граждан признают необходимость соблюдать требования Уголовного Кодекса и Конституции РФ, даже если они кажутся не совсем справедливыми или устаревшими, - 78% и 74% соответственно. Еще 18% и 19% полагают, что соблюдать нормы Уголовного Кодекса и Конституции необходимо в зависимости от ситуации, не считают для себя обязательным выполнять правила, закреплённые в этих документах только 1-2%. Каждый второй (55%) в зависимости от ситуации готов соблюдать обычаи и традиции, которых придерживается его семья, 19% относятся к этому более серьезно, полагая, что семейные правила обязательны к выполнению в любом случае.

- Обязательность соблюдения религиозных норм выше среди 14-17-летних (26%), хотя они реже других идентифицируют себя по конфессии в первую очередь (8%). Каждый второй среди 18-24-летних (53%) не считает для себя необходимым соблюдать религиозные правила. 

- Чем меньше размер населенного пункта, тем чаще молодежь говорит об обязательности выполнения религиозных норм (среди молодежи городов с численностью менее 100 тыс. чел, ПГТ и сел показатель составил 26%, что в 2,4 раза выше в сравнении с молодежью из городов-миллионников – 11%).

- Безусловным фактором обязательного соблюдения конфессиональных норм является религиозность молодых людей, среди тех, кто считает себя верующим, 38% заявляют о необходимость выполнять такие предписания в любом случае, среди неверующей молодежи показатель ниже в 6 раз – 6%, тогда как 72% в этой группе не считают их для себя обязательными.

Ценностные ориентации и жизненные ориентиры.

В структуре ценностных ориентаций российской молодежи первое место занимают ценности семейные: по 97% назвали важными здоровье членов семьи и безопасность семьи, 96% - отношения в семье; 95% - материальное положение семьи. Далее следует группа ценностей, характеризующих условия по месту проживания: инфраструктура в месте проживания (94%) и возможности для достижения поставленных целей (94%), экологическая ситуация (90%). Экономическая ситуация в стране важна для 89%, полноценный досуг – 83%. В меньшей степени значимыми для молодых россиян оказались ценности личностного развития: перспективы продвижения по карьерной лестнице звучат в ответах 81%, социальный статус – 72%, творческая самореализация – 71%. Нижние строки списка ценностных ориентиров заняли ценности социальные – участие в общественной и политической жизни (52%) и участие в волонтерской и добровольческой деятельности, помощь другим людям (49%).

Важность ценности здоровья подтверждают и следующие данные: 65% молодежи внимательно относятся к своему здоровью, треть признались в обратном (33%). Максимум следящих за здоровьем отмечен в младшей молодежной группе 14-17 лет – 74%.

Топ-3 жизненных ориентиров российской молодежи на сегодняшний день – это высокий уровень благополучия (58%); жить спокойно, работая и заботясь о семье (54%) и возможность приносить пользу своему народу, обществу, активно участвуя в общественной и политической жизни (26%). Изменить мир, внедрить что-то новое хотели бы 17% молодых граждан, а беззаботная жизнь, без мыслей о будущем привлекает 9%, наименее интересным для молодежи оказалось завоевание известности и популярности (6%).

- Высокий уровень благополучия наиболее актуален для 18-24-летних (64%), в этой же группе каждый третий отметил желание приносить пользу обществу и своему народу (34%).

- Жить спокойно, работая и заботясь о своей семье, наиболее важно для старшей молодежи 30-35 лет – 65%.

- В младшей молодежной группе 14-17-летних 20% хотели бы добиться популярности, известности, то есть каждый пятый.


Ньюсмейкер: Национальное деловое партнерство "Альянс Медиа" — 12064 публикации
Сайт: wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/cennosti-molodezhi
Поделиться:

Интересно:

Модели одежды бренда Misha’Le дизайнера Елены Мишаковой на МКММ 2024
24.11.2024 15:48 Мероприятия
Модели одежды бренда Misha’Le дизайнера Елены Мишаковой на МКММ 2024
Обработаны фотоизображения моделей новой коллекции одежды Дизайнерского дома Misha’Le Елены Мишакковой представленные на Международном конкурсе молодых дизайнеров в Москве в ноябре 2024 года.МКММ - Международный социально значимый проект в российской fashion-индустрии, цель которого найти...
24 ноября в России пройдут молебны и панихиды в память А. В. Суворова
24.11.2024 15:38 Новости
24 ноября в России пройдут молебны и панихиды в память А. В. Суворова
      С просьбой рассмотреть возможность проведения молебнов и панихид в память по А. В. Суворову в преддверии празднования его дня рождения 24 ноября к главам епархий страны обратился заместитель главы Всемирного Русского Народного Собора С. Ю. Рудов. Синод Русской Православной...
Денежная реформа Сокольникова
24.11.2024 12:03 Аналитика
Денежная реформа Сокольникова
Предпосылки и причины проведения денежной реформы Закончившаяся Гражданская война и сопутствующая ей политика «военного коммунизма» привели к гиперинфляции. Продолжилось обесценивание денег. В 1921 году совзнаки настолько обесценились, что практически не имели какого-либо реального значения. К...
К 295-летию со дня рождения Александра Суворова
24.11.2024 09:03 Персоны
К 295-летию со дня рождения Александра Суворова
Александр Васильевич Суворов – основоположник русской военной теории, генералиссимус, генерал-фельдмаршал Священной Римской империи, граф Рымникский (1789), князь Итальянский (1799), великий маршал войск пьемонтских, кавалер всех российских орденов своего времени, не считая семи иностранных. Гений...
Бренд Misha’Le дизайнера Елены Мишаковой принял участие в показе МКММ
23.11.2024 12:50 Мероприятия
Бренд Misha’Le дизайнера Елены Мишаковой принял участие в показе МКММ
21 ноября 2024 года в Москве на Большой Якиманке 26, бренд Misha’Le дизайнера Елены Мишаковой принял участие в показе на площадке проекта МКММ - Международного Московского конкурса молодых модельеров.          Сегодня МКММ является одним из самых модных fashion мероприятий...