За год доля импортных материалов, используемых во внутренней отделке премиальных ЖК, снизилась с 70% до 45%. Она бы сокращалась еще сильнее, если бы отечественные производители быстро нарастили выпуск продукции, аналогичной по качеству европейской, - считают специалисты компании Sinteza.
Санкции, которые привели к уходу с рынка европейских поставщиков, поставили застройщиков и их подрядчиков, занимающихся отделкой и обустройством интерьеров, перед выбором: затягивать сроки строительства или снижать долю импортных материалов.
«Традиционно во внутренней отделке премиального жилья использовалось большое количество зарубежных материалов и технологий. Новостройки, которые вводятся в эксплуатацию в 2022–2023 гг., проектировались около двух лет назад. Естественно, там не были заложены дополнительные сроки и средства на усложнившуюся логистику поставок из Европы. Поэтому многие девелоперы и их подрядчики рассматривают варианты премиальных материалов отечественного производства. Российские производители в 2022-м предоставили хороший ассортимент по ряду материалов и предметов интерьера. Например, есть достойные аналоги плитки и мебели, не отличающиеся по качеству от европейских товаров», — рассказывает Александр Шнурко, коммерческий директор группы компаний Sinteza.
Доля импорта в отделке ЖК высокого ценового сегмента сильно упала. Еще год назад она превышала 70%, сейчас — менее 50% и сокращается дальше. Однако отечественные компании могли завоевать гораздо большую долю рынка, считает эксперт. Они не успели быстро среагировать на изменившуюся ситуацию и упустили часть возможностей.
Например, далеко не всегда застройщикам и компаниям, оказывающим услуги fit-out, удается найти подходящие аналоги европейской сантехники, фурнитуры, отделочных материалов, мебели. Зато эту нишу активно занимают поставщики из Турции и Китая, предлагая продукцию высокого качества и с достаточно простой логистикой.
Таким образом, присутствие иностранных брендов в отделке премиальных ЖК могло сократиться больше, чем на 25 процентных пунктов. Но отечественные компании оказались не готовы к резкому освобождению рынка от конкурентов и не смогли заменить их продукцию в полном объеме.
Впрочем, у российских производителей есть возможности наверстать упущенное. Они могут поставить или заменить товар в сжатые сроки и по привлекательной цене. С ними легко согласовать заказ и решить спорные вопросы из-за отсутствия языкового барьера. Главное сейчас — не терять время и воспользоваться своими конкурентными преимуществами, - резюмирует Александр Шнурко.