Европа из некогда массового зимнего направления теперь стала уделом индивидуальных, и чаще всего – очень состоятельных туристов, констатируют туроператоры. Расспросили экспертов о предпочтениях россиян и о стоимости путешествий в зимние каникулы в европейские столицы и горнолыжные курорты.
Авиаперелеты в Европу дороги для большинства туристов.
Туроператоры фиксируют существенное снижение спроса на туры в Европу на новогодние праздники и в целом на зимний сезон 2022-2023. Основных причин – три: сложности с получением виз, блокировка российских банковских карт за рубежом, а также отсутствие прямых авиаперелетов.
Сложная логистика существующих авиаперелетов со стыковкой в третьих странах и высокие цены на авиабилеты, которые нередко в 2-3 раза превышают стоимость самого отдыха, стали барьером для большинства туристов, которые прежде путешествовали в Европу на зимние каникулы.
По данным билетных агрегаторов, билеты из Москвы в Париж на новогодние праздники с одной удобной пересадкой (вылет 30 декабря, возвращение 8 января) – от 160 тыс. руб. в обе стороны на одного пассажира, в Рим – от 93 тыс. руб., в Барселону – от 209 тыс. руб., в Будапешт – от 108 тыс. руб., в Лондон – от 120 тыс. руб., в Лиссабон – от 116 тыс. руб., в Вену – от 76 тыс. руб., в Берлин – от 122 тыс. руб., в Цюрих – от 152 тыс. руб. на одного пассажира в обе стороны.
Продажи новогодних туров упали в десятки раз.
По оценкам туроператоров, сейчас доля Европы в общих продажах на Новый год не превышает 10% даже у самых нишевых, ранее специализировашихся именно на Европе, компаний. В сравнении с ноябрем 2021 года, когда при строгих ковидных ограничениях из Москвы в некоторые европейские страны все же выполнялись прямые рейсы (Афины, Будапешт, Загреб, Лондон и пр.), сейчас спрос на поездки в Европу упал в 2-3 раза. А у крупных массовых игроков рынка продажи Европы в прямом смысле единичны.
В сравнении же с допандемийным 2019 годом, который в одной из туроператорских компаний назвали «золотой ушедшей эпохой Европы на российском рынке», спрос упал в разы больше, в десятки раз.
«Это даже нельзя сравнивать. Если в 2019 году за месяц до Нового года мы получали от 50 до 100 заявок в день на Европу, то сейчас этот объем кажется фантастическим при текущих 10-15 обращениях в неделю», — рассказали собеседники «Вестника АТОР».
В какие страны Европы этой зимой едут российские туристы.
Тем не менее, несмотря на все неудобства с перелетами и трудности в получении шенгена, российские туристы собираются этой зимой в Европу. В основном – на горнолыжные курорты, хотя туроператоры получают и запросы на сити-туры, экскурсионные программы и лечение на европейских термальных курортах.
По совокупным оценкам туроператорских компаний BSI Group, «Веди Групп», PAC Group, KMP Group и «Русский Экспресс», в топе спроса Франция, Италия и Швейцария. На этих направлениях россияне бронируют преимущественно горнолыжные туры.
Также россияне интересуются турами в Австрию (горнолыжные и экскурсионные программы), Венгрию (сити-туры, экскурсионка и отдых на оздоровительных курортах) и Испанию (сити-туры и экскурсионные туры).
Как подчеркивают эксперты, на спрос влияет как лояльность европейских консульств в вопросе выдачи виз, так и сроки оформления шенгена.
Например, по информации «Веди Групп», венгерскую визу оформляют за две недели, при этом с записью в визовый центр на подачу документов нет проблем. Это позволяет туристам уверенно планировать поездки в Будапешт и на озеро Хевиз под желаемые даты. В другие страны ЕС визу приходится ждать дольше – от момента подачи документов в визовый центр до выхода визы проходит 2,5-3 недели.
Стабильна и ситуация с подачей документов на британские визы. По информации представителей BSI Group, запись доступна на ближайшие две недели. Требования к соискателям визы и пакету документов не изменились.
«Сложностей с оформлением визы в Великобританию нет, просто нужно запастись терпением. Документы на визы рассматривают в течение трех месяцев», – сообщили в компании.
Европа стала направлением индивидуальных люксовых туристов.
По данным туроператоров, в текущих условиях туры в Европу бронируют преимущественно индивидуальные туристы – чаще всего это запросы на отдых люксового и премиум-уровня.
«В основном это клиенты, у которых уже есть долгосрочные шенгенские визы. Это путешественники, которые привыкли кататься на горных лыжах в Европе, отмечать основные события и праздники в Европе, в том числе, проводить в европейских странах новогодние каникулы. Их доход позволяет им не отказываться от своих привычек и в этом году. Оплатить дорогой перелет в Европу через третьи страны не является для них проблемой», — поясняют наблюдатели.
Как правило, в рамках поездки в Европу россияне бронируют у туроператоров и наземные услуги (отели, трансфер, экскурсии), так и авиабилеты. Участники туристического рынка отмечают возросший спрос на авиабилеты в Европу, что, по их мнению, связано со сложной логистикой авиаперелетов.
«Многие клиенты не рискуют сами покупать билеты с пересадками, так как в стыковочных перелетах может что-то измениться – время вылета, отмена рейса и др. С учетом этих факторов туристы рассчитывают на профессионализм туроператоров, которые подберут и подходящий маршрут, а при необходимости – и разумную альтернативу», – поясняет один из экспертов.
«Европа сейчас стала направлением преимущественно состоятельных туристов, так как помимо дорогих перелетов основная часть запросов идет на наземные услуги в VIP-сегменте. Можно сказать, Европа перешла из массового в индивидуальный туризм», – констатируют в «Русском Экспрессе».
С этим соглашаются и другие участники рынка, по информации которых по каждому из запросов в Европу теперь приходится формировать индивидуальное предложение, удовлетворяющие конкретным пожеланиям клиентов.
По статистике продаж туроператора PAC Group, на новогодние праздники на европейском направлении туристы бронируют горнолыжные туры, сити и экскурсионные туры.
«Средняя продолжительность новогодних заездов в Европу – от 3 до 7 ночей. В городских отелях туристы выбирают отели с питанием «завтраки», на курортах - полупансион. Отели предпочитают 4-5*», —рассказали в PAC Group. В топе спроса клиентов KMP Group - горнолыжные туры на альпийские курорты. В основном, состоятельные туристы отправляются на зимний отдых на 10 дней, останавливаясь в отелях 5*.
По наблюдению экспертов, из-за подорожания авиабилетов и стыковочных рейсов состав аудитории туристов, путешествующей в Европу, несколько изменился. Россияне больше путешествуют в европейские города в компании друзей или и в паре. Запросов на туры с детьми стало меньше.