Восстановление деловой активности в сентябре приостановилось. В конце III квартала экономика столкнулась с новыми вызовами, к которым ей предстоит адаптироваться.
Месячная динамика цен по мере уменьшения влияния временных дезинфляционных факторов в сентябре развернулась от снижения к росту. Годовая инфляция продолжила снижаться. Проводимая денежно-кредитная политика будет способствовать замедлению инфляции до 5–7% в 2023 году и ее возвращению к 4% в 2024 году.
Cудя по опережающим показателям, в сентябре оживление экономической активности приостановилось, а к концу месяца экономическая динамика начала несколько ухудшаться. Экономика столкнулась с новыми шоками предложения и спроса, к которым ей дополнительно придется адаптироваться. На протяжении сентября инфляционное давление усиливалось. При этом одновременное разнонаправленное влияние уменьшения потребительского спроса и предложения товаров и услуг усложнило прогнозирование их совокупного влияния на дальнейшие темпы роста потребительских цен.
Российская экономика в целом показала высокую адаптивность к внешнеторговым и финансовым ограничениям. Существенная доля компаний нашла возможности изменить географию поставок своей продукции, привлечь новых поставщиков, решить логистические проблемы. Частичная мобилизация в условиях низкой безработицы создает новые вызовы для производственных процессов и поддержания объемов выпуска, особенно в сегменте МСП, и негативно сказывается на потребительской и предпринимательской уверенности.
Динамика месячных потребительских цен в сентябре развернулась и стала повышательной. Об этом ранее уже сигнализировали устойчивые компоненты ценовой динамики, в меньшей степени подверженные действию разовых факторов. В рамках текущего прогноза Банка России ожидается некоторое дальнейшее усиление инфляционного давления. В пользу такого вывода говорит в том числе динамика кредитования и денежной массы, а также уточненные бюджетные проектировки на 2022–2023 годы. В 2024 г. инфляция вернется к 4% с учетом проводимой денежно-кредитной политики.
Доходности российских рублевых облигаций в августе и особенно в сентябре значительно повысились из-за возросшей неопределенности и рисков, в том числе бюджетных, а также ожидания окончания цикла снижения ключевой ставки.
В фокусе. Изменение структуры спроса как проинфляционный фактор.
После значительного снижения в II квартале потребительский спрос в III квартале восстанавливался вслед за доходами населения и смягчением денежно-кредитных условий. Одновременно изменялась структура потребления.
Самую устойчивую динамику в 2022 г. демонстрирует сегмент услуг. Наиболее сильное отставание от докризисных уровней сохраняется в секторе непродовольственных товаров, причем в тех его группах, где наблюдался массовый уход поставщиков и ретейлеров из недружественных стран и имеет место нехватка товаров привычных брендов.