Экономическая активность в июле — августе в целом несколько выросла при сохранении разнонаправленной динамики на уровне отдельных отраслей.
Недельные данные указывают на постепенное изменение инфляционной картины. С июля устойчиво повышается доля товаров и услуг, цены на которые растут темпом выше 4% в пересчете на год. Одновременно в потребительской корзине уменьшается доля позиций, стоимость которых снижается. Проводимая денежно-кредитная политика будет способствовать замедлению инфляции до 5–7% в 2023 году и ее возвращению к 4% в 2024 году.
В июле – августе экономическая активность в целом несколько оживилась при сохранении высокой неоднородности и неустойчивости в динамике разных отраслей. При этом экономике еще в значительной степени предстоит адаптироваться к новым условиям. Действие разовых дезинфляционных факторов, прежде всего ранее произошедшего укрепления рубля, ослабевает. Одновременно растет потребительская активность, в том числе подпитываемая оживлением потребительского кредитования. Все более значительный вклад в совокупный спрос вносит бюджет. Следствием этих тенденций станет постепенное усиление инфляционного давления в экономике.
Динамика российской экономики в настоящее время определяется сочетанием нескольких разнонаправленных факторов. Во-первых, длящейся паузой после февральского финансового шока до проявления основных последствий от значительного снижения импорта промежуточных и инвестиционных товаров. Во-вторых, «окном возможностей» для энергетического экспорта до вступления в действие ограничений со стороны Евросоюза. В-третьих, постепенной адаптацией наиболее пострадавших отраслей (например, автомобилестроения) за счет упрощения производимой линейки продукции. В-четвертых, ростом в отраслях, способных быстро обеспечить замену импорта (например, производство потребительских товаров) либо ориентированных на госзаказ.
Инфляционная картина постепенно меняется. Произошедшее укрепление рубля по-прежнему создает дезинфляционное давление на многих сегментах рынка, в том числе потребительского. Вместе с тем с июля устойчиво растет доля товаров и услуг, текущие темпы роста цен на которые превышают 4%. Одновременно уменьшается доля товаров и услуг, цены на которые снижаются. Вероятно, эти тенденции сохранятся, учитывая происходящее снижение нормы сбережений (в том числе в результате оживления потребительского кредитования) и все более выраженный стимулирующий характер бюджетной политики. В 2024 году инфляция вернется к 4% с учетом проводимой денежно-кредитной политики.
Доходности российских рублевых облигаций в целом стабилизировались. Премия за риск и инфляционная премия, отражаемые в ценах средне- и долгосрочных облигаций, указывают на снизившуюся чувствительность их цен к изменению ключевой ставки.
В фокусе. Об оценке устойчивого инфляционного давления в текущих условиях.
Снижение общего уровня цен с мая и значительное замедление годовой инфляции во многом вызваны действием разовых и временных факторов. При этом резкие изменения в ценовой динамике и значительный масштаб влияния дезинфляционных факторов в 2022 году затрудняют оценку устойчивого инфляционного давления, которая наиболее важна при принятии решений по денежно-кредитной политике.
Различные показатели базовой инфляции в меньшей степени, чем общая динамика цен, зависят от разовых и временных факторов, но и они не защищены полностью от их влияния. В такой ситуации особенно важно использовать косвенные оценки на основе динамики других макроэкономических переменных: денежных агрегатов, показателей состояния рынка труда и других.
Совокупность показателей указывает на то, что устойчивое инфляционное давление сейчас находится на уровне цели по инфляции Банка России или выше. При этом риски на среднесрочной перспективе смещены в сторону проинфляционных.