Абсолютное большинство участников опроса работают. Только 9% сообщили, что находятся в отпуске по уходу за ребенком или в принципе не трудоустроены. По уровню дохода опрошенные разделились на четыре категории: от 50 до 70 тысяч рублей зарабатывает 42%, от 70 до 90 – 29%, от 90 до 110 – 18% и от 110 и выше – 11%. При этом 19% являются получателями различных социальных выплат от государства, в том числе, как одинокие родители, семьи с низким уровнем дохода или многодетные.
Примерно поровну респондентов отдают детей в начальные классы и среднюю школу – по 31 и 33%. Еще 21% готовят к школе не одного ребенка, еще 15% – родители старшеклассников. А это значит, что траты еще выше.
Более половины участников опроса тратят на подготовку к школе учеников до 9 класса от 20 до 30 тысяч рублей. При этом на девочек в среднем уходит на 3 тысячи больше, чем на мальчиков. Это, как правило, связано с большим количеством предметов одежды, которая должна соответствовать требованиям школьного устава.
Минимальный комплект одежды для мальчика включает в себя двое брюк, три рубашки, две футболки, джемпер или пиджак, физкультурную форму, три пары обуви, включая сменную и спортивную, носки. Школьный набор для девочек значительно шире – два школьных платья, три блузки, две юбки, джемпер, две футболки, спортивный костюм, три пары обуви, а также носки, колготки и гольфы. Эти списки приводит Росстат, а родители адаптируют по своему желанию и возможностям. Участники опроса указывали, что, если речь идет о покупке школьной формы, то стоимость ее существенно разнится, так как в ряде случаев шить необходимые предметы одежды приходится на заказ в специализированных ателье. На это родители тратят в среднем от 5 тысяч рублей.
Со старшеклассниками, у которых чаще всего уже нет школьной формы, ситуация обстоит иначе. Порядка 40% родителей к началу учебного года обновляют им гаджеты, в том числе ноутбуки и телефоны. В связи с этим, 27% опрошенных родителей учащихся 9-11 классов уже потратили от 50 до 100 тысяч на необходимое к школе.
37% опрошенных – в первую очередь, родители учащихся начальных классов – указали, что зимой одежду приходится обновлять, так как дети быстро растут. Такая же ситуация обстоит с обувью.
Почти 43% родителей, которые приняли участие в исследовании «АльфаСтрахование», начали готовиться к 1 сентября еще весной – в период распродаж. Со скидками приобретают как базовую форму, так и обувь на вырост. Рюкзаки для первоклашек, которые соответствуют рекомендациям ортопедов и зачастую съедают примерно пятую часть затрат на подготовку к учебному году, приобретают со скидкой или б/у, а потом передают младшим детям. Средняя стоимость рюкзака, как указывают участники опроса, начинается от 3 тысяч рублей.
На канцтовары, товары для творчества, тетради и обложки родители тратят в среднем около 5 тысяч рублей. Но эта сумма не является постоянной, так как в течение года данная категория товаров постоянно приобретается снова.
Несмотря на то, что школы предоставляют все необходимые учебные и методические материалы, некоторые родители указали, что закупают рабочие тетради и дополнительные учебники для внеклассной подготовки или углубленного изучения предметов. О таких тратах сообщили 24% опрошенных родителей.
Один из вопросов, на который отвечали родители, помог узнать, берут ли они кредит на траты к 1 сентября. Целенаправленно, как выяснилось, не берут. Только 12% ответивших рассказали, что стабильно пользуются кредитной картой, поэтому расходы на 1 сентября включены в расходы по ней. В долги и займы на эти цели родители, принявшие участие в исследовании, не влезают.
«Перед началом учебного года, помимо основных трат на подготовку к школе, важно позаботиться и о здоровье ребенка – приобрести детскую страховку. Она особенно актуальна, если ребенок активный, занимается спортом, посещает различные кружки и секции. Так вы защитите семейный бюджет от непредвиденных ситуаций, связанных с причинением вреда здоровью ребенка в результате несчастного случая», – отмечает Денис Титов, директор департамента страхования имущества физических лиц «АльфаСтрахование».
*Участие в онлайн-опросе приняли 2787 человек.
Группа «АльфаСтрахование» – крупнейшая частная российская страховая группа с универсальным портфелем страховых услуг, который включает как комплексные программы защиты интересов бизнеса, так и широкий спектр страховых продуктов для частных лиц. Группа объединяет АО «АльфаСтрахование», ООО «АльфаСтрахование-Жизнь», ООО «АльфаСтрахование-ОМС», ООО «Медицина АльфаСтрахования» и входит в состав финансово-промышленного консорциума «Альфа-Групп». Услугами «АльфаСтрахование» пользуются более 31 млн человек и свыше 113 тыс. предприятий. Региональная сеть насчитывает 270 филиалов и отделений по всей стране. Надежность и финансовую устойчивость компании подтверждают рейтинги ведущих рейтинговых агентств: ruАAA по шкале «Эксперт РА», ААА|ru| по шкале «Национального Рейтингового Агентства» и AAA.ru по шкале «Национальные Кредитные Рейтинги» (НКР).