В ХХ и ХI веках подростковый возраст стал одним из самых изучаемых периодов в развитии человека. Данный возраст является весьма непростым периодом в нашей жизни: половое созревание, гормональные перестройки, внешние телесные изменения, сепарационные переживания (эмоциональные состояния связанные с тревогой отделения от родителей, от дома, от привычного быта) и многие другие прелести и чудеса, которые жизнь выдаёт в этом возрасте.
Обычно в отечественной психологии подростковый возраст представляет собой период от 10 до 17 лет (до 19 лет в некоторых подходах), однако данная периодизация слегка устарела, поскольку создавалась в середине ХХ века (Д.Б. Эльконин, Л.С. Выготский и др.). Достаточно очевидно предположить, что почти за столетний период многое изменилось в социальной, политической, экономической и других сферах жизни нашего общества и, соответственно, произошли изменения и на психическом уровне, пусть и не столь значительные. Судя по современным тенденциям (появление интернета, социальных сетей, блогерства, и многого иного) смело можно предположить, что рамки подросткового возраста можно расширять, например, до 21-24 лет, поскольку в развитых странах и городах, обнаруживается тенденция к продлению детства и подростничества как возрастных периодов.
Подростковый возраст представляет собой период перемен в жизни человека, в котором часто повторяются и обостряются многие особенности, которые ребёнок приобрёл ранее. Например, если ребёнок на ранних этапах развития часто проявлял агрессивное поведение, был чрезмерно упрямым, капризным, чересчур плаксивым и т.д., что со временем могло смягчиться, то в подростковом возрасте данные особенности могут манифестировать (снова проявиться) и даже усилиться, к чему родители должны быть готовы или хотя бы иметь ввиду.
В связи с выше упомянутым, в подростковом возрасте увеличивается шанс развития различных «негативных», с точки зрения общества, форм поведения, которые обобщив можно назвать отклоняющимся поведением.
Отклоняющееся поведение в целом представляет собой наличие в поведении таких особенностей, которые данным обществом не принимаются, противоречат его ценностям, законам и/или основным «правильным» тенденциям. Основными видами такого поведения обычно являются: девиантное, делинквентное и криминальное поведение. Давайте попробуем разобраться чем эти виды отличаются друг от друга и в чем специфика каждого из них.
Девиантное поведение обычно является синонимом отклоняющегося, однако на наш взгляд, это не является верным. Как уже отмечалось выше, отклоняющееся поведение – это общая категория всех форм поведения, которые в целом каким-либо образом противоречат неким общественным нормам, ценностям, установкам и пр. Девиантное же поведение стоит понимать более узконаправленно, как поведение, нарушающее административные нормы правового поля. Например, за курение в запрещенных для этого действия местах, по закону (Федеральный закон от 23.02.2013 N 15-ФЗ) может наступить административная ответственность и, в связи с этим критерием, мы можем говорить о том, что человек курящий табак или потребляющий никотинсодержащую продукцию в неположенном месте демонстрирует отклоняющееся, а точнее девиантное поведение. Если несовершеннолетний будет курить, например, в школе, то административной ответственностью для него может стать постановка на внутри школьный учёт или даже в ПНД (подразделение по делам несовершеннолетних). Но это лишь внешнее, однако поведение и является внешним, всего лишь внешним проявлением психического. Можно ли при этом назвать такого несовершеннолетнего, как сейчас часто любят говорить, - «девиантом», только за факт курения или распития алкоголя? Безусловно так делать нельзя! Во-первых, стигматизация (клеймение, приписывание человеку определенных, обычно негативных свойств на основании поверхностных суждений) практически никогда не давала положительных результатов, а, во-вторых, для того, чтобы говорить о девиантности личности, ведь именно про это и идёт речь в термине «девиант», а не только о поведении, необходимо провести глубокое социально-психологическое исследование, которое покажет максимальный спектр как поведенческих, так и личностных факторов. Получается можно говорить, что подросток курящий в неположенном месте, проявляет некие формы девиантного поведения, но при этом ничего более сказать мы не имеем права.
Если следовать нашей логики, то делинквентное поведение – это поведение, нарушающее уже нормы уголовного правового поля, т.е. по факту можно говорить, что подросток или несовершеннолетний, совершивший противоправное действие, подпадающее под статьи УК, демонстрирует формы делинквентного поведения. Да, формально это так. Однако, мы должны понимать, о какой статье идёт речь, идёт ли речь об умышленном убийстве совершенным с особо жестокостью (УК РФ Статья 105) или же речь о самообороне, когда человек защищал себя и близких и к, сожалению, у него не было иных вариантов. И опять же, формально – это делинкветное поведение, но преступник ли перед нами? Если мы понимаем термин «преступник» формально, как человек переступивший через определенную черту, то да, тогда так и есть. Но если, как на самом деле и есть, говоря «преступник», мы имеем ввиду человека, обладающего определенными личностными особенностями, которые уже сильно «закостенели» в нём, он пропитан «тюремной романтикой» и ему нравится то, что он делает, как живёт, то тогда речь уже идёт скорее о криминальном поведении, чем о делинкветном.
Таким образом, на наш взгляд разница между этими трем формами отклоняющегося поведения как раз в глубине личностных антисоциальных изменений: чем более человек личностно антисоциально направлен, тем более криминализированнее он будет себя проявлять.
Как можно легко заметить путаница состоит в том, что мы пытаемся отделить поведение от личности, что вообще невозможно и не имеет особого смысла, поскольку поведение – это непосредственное проявление личностных особенностей человека. Однако, судим мы о человеке как раз по его поведению, и наказание за наши проступки выносится нам в основном только за поведенческие паттерны.
Подростковый возраст крайне сензитивный период, в этом возрасте мы нуждаемся в поддержке взрослых, их одобрении, сочувствии, жалости, но при этом, одновременно в признании нашей самостоятельности, развивающейся зрелости и отдельности. Подросткам и детям крайне важен пример просоциального значимого взрослого, который будет способен стать тем объектом, который со временем интериоризируется ими (перейдет из внешнего плана во внутренний) и станет их «хорошей» частью, их внутренней реальностью. Если же внешнее будет всё более угрожающим, если с детства мы будем видеть лишь насилие, преступность, нищету, войны и прочее, то риск увеличения в обществе несовершеннолетних с девиантными, делинкветными и криминальными особенностями в поведении будет только расти.
Автор: Дегтярёв Артем Викторович, старший преподаватель кафедры юридической психологии и права факультета “Юридическая психология” ФГБОУ ВО МГППУ, практикующий гештальт-терапевт.