Специалисты компании «Домиленд», крупнейшего разработчика IT-платформ для застройщиков и управляющих компаний провели опрос россиян с целью выяснить, насколько часто респонденты принимают участие в собраниях собственников многоквартирных домов и какую форму проведения предпочитают. В опросе приняло участие порядка 1,5 тысяч женщин и мужчин в возрасте от 18 лет и проживающих по всей территории РФ.
Так, согласно полученным данным, более половины опрошенных (51%) вообще никогда не посещают собрания собственников и не участвуют в решении общедомовых вопросов. Еще 29% признались, что бывают на подобных мероприятиях, но крайне редко. По 6% респондентов ответили, что были один раз в жизни или принимали участие только когда обсуждались глобальные вопросы. Лишь 7% россиян часто посещают такие встречи.
Основной причиной, почему собрания собственников многоквартирных домов редко посещают сами владельцы квартир, россияне назвали недоверие к тому, что их голос что-то решит, так ответило 49% опрошенных. 22% «прогуливают» собрания, потому что каждое из них превращается в спор и балаган. Еще 17% поделились, что принятые в рамках собрания решения так и не реализовывают. А 12% просто устают после работы и хотят провести время с семьей.
Почти половина россиян (42%) предпочли бы, чтобы подобные мероприятиях всегда проходили в онлайн-формате. Треть респондентов рассматривают очно-заочную форму проведения таких встреч, в зависимости от важности вопроса, при этом решать финансовые вопросы предпочитают лично. А вот четверть (25%) всё еще требуют очной формы проведения.
40% опрошенных оказывают полное доверие и готовы уже сейчас перейти на онлайн-платформы для проведения собраний собственников, за исключением обсуждения платежей и других финансовых вопросов. 15% также доверяют именно онлайн формату и считают, что такая форма проведения собраний повысит число участников и поможет проводить более честное голосование. Еще 10% затрудняются сказать, доверяют ли заочной форме целиком, но считают, что это точно позволит ускорить процессы решения большинства проблем. 18% респондентов пока не готовы полностью довериться онлайн-платформам. А еще 17% индифферентны к любой форме проведения собраний, так как убеждены, что на результат это не влияет.
«Мы видим интерес к онлайн-сервисам для проведения собрания собственников как со стороны управляющих компаний, так и со стороны самих жильцов. Доказывают это и результаты проведенного нами опроса, - отмечает Татьяна Волчкова, директор бизнес-линии ЖКХ. – Однако на сегодняшний день на рынке лишь единичные управляющие компании перешли на онлайн-формат. В первую очередь это связано с тем, что сами УК испытывают сложности с интеграцией и последующей эксплуатацией приложения, а действительно качественных сервисов практически нет. Здесь мы выступаем практически первопроходцами, предлагая своим клиентам уже готовую и апробированную платформу для проведения ОСС».
Специалисты «Домиленд» отмечают, что уже первый опыт использования онлайн-платформы позволяет увеличить количество участников таких собраний на 58%, время проведения голосования и подсчета голосов сокращается на 71%, также существенно сокращается нагрузка на работников УК, так как полностью исключен бумажный документооборот, автоматизированы процессы составления и ведения протоколов, подсчета голосов и прочего. Выгоду получают и собственники жилья. Они получают пуш-уведомления о начале собрания и могут принять участие в в любое удобное время, потратив на это буквально пару минут, при этом все результаты голосований абсолютно прозрачны. Все полученные в ходе ОСС голоса распределяются автоматически с учетом законодательных норм, их можно отфильтровать по необходимым параметрам и при необходимости выгрузить.
В «Домиленд» считают, что уже к концу следующего года число управляющих организаций, перешедших на онлайн-формат проведения собраний увеличится на 18%. А к концу 24 года глубина внедрения ОСС превысит 40%.
«Наличие на рынке уже готового решения для проведения ОСС позволяет внедрить такой формат достаточно быстро и безболезненно. Особенно удобно, что можно использовать уже имеющееся у собственников и жителей приложение, без дополнительных затрат. Мы уже успели провести первое собрание в «Домиленд», которое касалось дополнительной статьи расходов к смете, результатами остались довольны и мы (сотрудники УК), и наши собственники. Вся процедура заняла всего 6 дней – замечательно, что сервис «Общие собрания» позволяет выбирать необходимое количество дней. Процент участия собственников жилья оказался достаточно высоким для кворума, а техподдержка «Домиленд» - достаточно оперативна. Сегодня действительно мало кто из конкурентов использует такой формат, поэтому мы рады поделиться нашим успешным кейсом», - резюмирует Филатова Марина Валерьевна, Директор по развитию УК Альтернативные системы.