«В мире насчитывается 1 миллиард курильщиков. Ежегодно от курения умирают 5 миллионов человек. Цифры удвоятся к 2030 году. Каждый год потребители табака выкуривают 5,7 млрд сигарет. Такие цифры позволяют говорить о пандемии табакокурения. Порядка 75% курильщиков хотят бросить и по статистике только 2% из них удается отказаться от курения в течение года. Табакокурение напрямую связано с доходами населения: три четверти курильщиков проживают в странах с низкими и средними доходами. К сожалению, Россия – одна из самых курящих стран, в которой насчитывается 39,1 % курильщиков среди взрослого населения», – сообщила главный пульмонолог Новосибирской области Любовь Куделя.
Как отметила специалист, вклад курения в смертность в России составляет среди мужчин – 28,2%, среди женщин – 4,4%. Большая часть смертности, связанной с курением (33%), приходится на злокачественные новообразования, по 29% – на сердечно-сосудистые заболевания и хроническую обструктивную болезнь легких (ХОБЛ) – соответственно.
«Курение – основной фактор риска развития ХОБЛ. Чем раньше человек начинает курить, тем быстрее формируется заболевание. Всего в мире ХОБЛ страдают более 11% населения (384 млн) [1]. ХОБЛ демонстрирует тенденцию резкого увеличения смертности, в отличии от других ведущих причин смерти, таких как рак и сердечно-сосудистые заболевания», – заявляет пульмонолог.
В России свыше 5000 смертей связано с ХОБЛ. Это более чем в 9 раз превышает статистику смертей от астмы (535). По данным 2016 года экономический ущерб от ХОБЛ в Российской Федерации составил 170,3 млрд рублей [2]. По словам пульмонолога, ХОБЛ характеризуется легочными и системными проявлениями: воспалением дыхательных путей, дисфункцией мукоцилиарного аппарата, одышкой, бронхитом, кашлем, выработкой мокроты, эмфиземой. Кроме того, может изменяться масса тела, развиваться гипертония, появляться сопутствующие заболевания (например, сахарный диабет, сердечно-сосудистые заболевания).
«Группу риска ХОБЛ составляют, как правило, курильщики со стажем, выкуривающие по одной пачке сигарет в день на протяжении 20-ти лет. Средний возраст начала заболевания – 40 лет. Если пациент курит много, то к 50-ти годам у него возникает риск глубокой инвалидности, а к 60-ти годам наступают необратимые изменения. Национальные клинические рекомендации по диагностике и лечению ХОБЛ включают: отказ от курения, обучение технике ингаляции и основам самоконтроля, вакцинацию от гриппа и пневмококковой инфекции, побуждение к физической активности, лечение сопутствующих заболеваний», – сообщила Любовь Куделя.
Врач также добавила, что «отказ от никотина не дается легко, возникает “синдром отмены”, который может сопровождаться беспокойством, повышением аппетита, раздражительностью, депрессией, головными болями».
«Пациентам, не способным самостоятельно отказаться от вредной привычки, просто необходима медицинская помощь. Это может быть краткое или углубленное профилактическое консультирование, в зависимости от индивидуальных особенностей каждого пациента. Тем пациентам, которые не отказываются от курения, целесообразно рассмотреть применение концепции снижения вреда. Например, при использовании бездымных табачных продуктов, в отличии от обычных сигарет, происходит совершенно разное депонирование наночастиц в легких. У пациентов, которые используют обычные сигареты, в легких выявляется значительный концентрат из твердых углеродных частиц. У пациентов при использовании бездымных продуктов такие частицы не выявляются [3]», – рассказала пульмонолог.
Врач резюмировала, что отказ от традиционных сигарет или хотя бы переход на бездымные продукты, позволит значительно улучшить функциональное состояние пациентов с ХОБЛ, повысить качество жизни и уменьшить частоту обострений.
[1] Global and regional estimates for COPD prevalence: Systematic review and meta-analysis. Chue Stephen et al. Journal of Global Health. Vol 8, No.2.
[2] https://journal.pulmonology.ru/pulm/article/view/1141 (https://journal.pulmonology.ru/pulm/article/view/1141)
[3] Pratte, P., Cosandey, S., & Goujon Ginglinger, C. (2017). Investigation of solid particles in the mainstream aerosol of the Tobacco Heating System THS2.2 and mainstream smoke of a 3R4F reference cigarette. Human & Experimental Toxicology, 36(11), 1115–1120. https://doi.org/10.1177/0960327116681653 (https://doi.org/10.1177/0960327116681653)