С 22 по 26 июля 2022 г. в рамках проекта «По пути великих открытий» команда школы № 709 г. Москвы повторила маршрут Второй Камчатской экспедиции и Академического отряда Великой Северной экспедиции. Участники прошли на байдарках по реке Сылве 125 километров.
Участники начали своё движение в рамках проекта «По пути Великих открытий. Экспедиции Беринга». 23 юных путешественника сплавлялись на байдарках по Сылве, погружаясь в удивительную красоту природы Пермского края. Извилистое русло реки направляло ребят в течение 5 дней.
Можно представить, как в декабре 1733 года участники Второй Камчатской экспедиции и Академического отряда могли проходить этот путь по льду замёрзшей реки. В мае 1734 года учёные отправили в Сенат отчёты, среди которых были «описание Кунгурской пещеры» и «примечание о воде Сылвы реки». Кунгурскую пещеру юным участникам современной экспедиции ещё предстояло увидеть, а путевые заметки с описанием сплава ребята делали с самого начала путешествия, дополняли их фото- и видеоматериалами.
23 июля юные исследователи добрались до Суксуна. Посёлок известен своим памятником самовару, к нему подходят и фотографируются почти все туристы. Автор Иван Сторожев создавал этот памятник как символ достатка, крепких семейных уз и гостеприимства. А самовар – настоящий бренд Суксуна. Кроме того, в посёлке сохранились заводские постройки XVIII века, старинная церковь, купеческие особняки.
«Уральская Швейцария» – так называют местность Суксуна. Этому эпитету уже более 220, автором его является же сам Александр Радищев. В «Записках путешествия из Сибири» он сравнивает пруд в Суксуне с женевским озером.
Ниже по течению ребят встретил водопад Плакун, кристально чистые слёзы которого текут с семиметрового обрыва. Местные жители считают воду целебной. Дальше – подвесной мост через Сылву, ради "проверки на прочность" которого стоит причалить к берегу. Несмотря на свой "хлипкий" внешний вид, он достаточно крепкий, и всё же переходить по нему, раскачивающемуся, – тот ещё адреналин. Однако из команды никто не остался на том берегу.
24 июля ребятам довелось побывать в Мазуевке Кишертского района Пермского края. В окрестностях этой деревни можно было увидеть гипсовые скалы, провал Волчья Яма, пещеру Варсанофьевой и таинственные озёра Мазуевской карстовой депрессии.
Карстовая депрессия – это понятие из геологии, обозначающее природный феномен, внешне очень похожий на котловину. Впечатляющее природное явление не оставило ребят равнодушными. После похода руководитель команды Сергей Александрович Кувватов вспоминал: «В Мазуевке посмотрели эти карстовые депрессии, озёра, которые в городе образовались. Природа ребят очень впечатлила, очень интересная». Специалисты предполагают, что Мазуевская депрессия должна была начать своё формирование ещё 2 миллиона лет назад. Такие богатые историей явления и предметы нас окружают!
Деревня Мазуевка получила название по имени реки, которая напрямую оказывает влияние на состояние вод реки Сылвы, её химический состав и чистоту. В этих окрестностях нет массовых туристических троп, потому здешние места сохранились в первозданном и самобытном виде.
25 июля воды Сылвы привели байдарки школьников на берега села Спасо-Барды. Здесь находится Спасская церковь, которую возвели в XIX веке в русско-византийском стиле. До 1859 года она была обычной ветхой деревянной церквушкой. Сейчас же Спасская церковь имеет статус памятника архитектуры регионального значения.
Для путешественников Спасо-Барда стала не просто местом с занимательной историей, но и настоящим спасением! Рассказывая о трудностях похода, С.А. Кувватов упомянул: «Для ребят, наверное, самым сложным было отсутствие интернета и связи. Нельзя было ни с кем созвонится. Мы иногда даже с МЧС не могли связаться, но добравшись до Спасо-Барды или Усть-Кишерти, мы могли позвонить».
От Спасо-Барды начинают сплавы по реке Сылве многие туристы-водники, а те, кто начинали сплавы выше по течению, тут их заканчивают. Однако ребята не собирались останавливаться. Пройдено было уже более 100 километров, а это значит, что школьники быстро, как течение реки, приближались к Кунгуру.
26 июля команда закончила свой сплав по реке Сылве и прибыла в Кунгур. Позади 125 километров! Владимир Петрович Дружинин, директор московской школы № 709, также участвовавший в сплаве, рассказал об изменениях, происходящих с учениками: «Любая туристическая деятельность требует от ребят определённой самостоятельности. Здесь нет мам, пап, и в этом очень важный момент развития самого ребёнка, когда он становится более самостоятельным и понимает меру ответственности, потому что от каждого зависит, как сложится эта экспедиция и достигнем ли мы цели». Сергей Александрович Кувватов добавил: «Дети с каждым походом приобретают опыт, и в этот раз они очень слажено работали и практически никто не отставал, шли чётко строем. Всё хорошо, дети вообще молодцы».
27 июля юные путешественники побывали в Кунгурской пещере и на экскурсии по городу. Владимир Петрович Дружинин рассказывал: «Мы всё-таки прошли уже 125 километров на байдарках за 5 дней. Это достаточно серьёзная физическая нагрузка. 22-27 километров в день мы проходили на вёслах, это порядка 6 часов активной работы, то есть это очень серьёзное оздоровление детей. Кроме того, ребята побывали в таких знаковых местах, как, например, Кунгурская ледяная пещера, в которую впервые описал ученый экспедиции Беринга - Иоганн Гмелин. Мы реализуем очень полезный и востребованный в наши дни образовательно-познавательный туристический проект».
Кунгурская пещера «жителями зовется ледяной», и это впервые отметил Иоганн Гмелин, автор путевых заметок «Путешествие в Сибирь». Напомним, что Гмелин вместе с Герхардом Фридрихом Миллером стояли во главе Академического отряда, входившего в состав Второй Камчатской экспедиции. Кунгурская пещера стала первой пещерой, обследованной участниками Академического отряда в декабре 1733 года.
Научные описания и дневниковые заметки учёных того времени и сейчас помогают путешественникам выстраивать свои маршруты. Так, школьники, прежде чем отправляться в поход, погрузились в историю Урала времен Беринга и географию России. Сергей Александрович Кувватов поделился: «Во многих классах были проведены викторины, конкурсы по теме «Экспедиции Беринга». Школьники начали изучать, чем занимался Академический отряд, проводить научно - исследовательские работы».
Директор школы Владимир Петрович и руководитель школьной команды Сергей Александрович с большим энтузиазмом участвуют в проекте, считают, что он всесторонне развивает учеников.
«Я бы пожелал людям, работающим в школах, чтобы они чаще организовывали походы детей на природу. Вот как мы. С нами дети делятся: «Одно дело, когда мы в учебнике на картинки смотрим, и совсем другое, когда мы видим и прикасаемся к живым растениям, каких-то насекомых ловим, наблюдаем за птицами. Мы понимаем, что это совсем другое». Такая информация лучше усваивается. К тому же каждый поход сближает детей. Взаимопомощь, дружба, взаимное уважение, любовь к Родине – это очень важно для подрастающего поколения», – уверен Сергей Александрович.
А Владимир Петрович Дружинин подытоживает: «Кто-то же должен растить настоящих мужчин, которые знают свою страну, любят её и гордятся ею. У нас великая страна, великая территория, которую мы, скажем честно, не всю знаем и не всегда знаем о ее истории. И вот этот пробел надо исправить. Этим мы и занимаемся совместно с единомышленниками из команды проекта «Экспедиции Беринга» и его автором и руководителем Ильдаром Маматовым».