Проблема блокировки иностранных активов стала центральной темой заседания Экспертного совета по защите прав розничного инвестора. Представители Банка России на заседании подчеркнули, что быстрого способа разблокировки не существует.
При этом уже реализуется ряд мер для решения проблемы заблокированных иностранных бумаг, имеющих российские корни: речь идет о бумагах российских компаний, которые выпущены по иностранному праву и торгуются на зарубежных биржах.
Так, приняты решения о прямой выплате доходов и обмене депозитарных расписок на российские акции, минуя иностранную инфраструктуру, появилась возможность обмена еврооблигаций на российские облигации. Обсуждается возобновление операций с паями ПИФ при одновременном сохранении прав инвесторов на принадлежащую им долю заблокированных активов фондов.
Кроме того, Банк России позитивно оценивает инициативы по обращению в судебные органы по вопросам разблокировки активов. Остальные возможные действия по снятию блокировки иностранных ценных бумаг будут зависеть от перспектив работы с зарубежными регуляторами и судебными органами. Также Банк России поддерживает создание Московской Биржей совместно с участниками рынка Клуба защиты инвесторов.
Всего под блокировку попали иностранные активы на сумму около 6 трлн рублей. Инвесторы не могут продать эти бумаги на бирже и получить по ним доход. Однако такие активы можно продать на внебиржевом рынке между клиентами внутри российской депозитарной системы. Но спрос на них невысок, а цена ниже, чем на такие же бумаги, не попавшие под блокировку.
Банк России в первом полугодии 2022 года зафиксировал резкий всплеск жалоб розничных инвесторов на профучастников рынка ценных бумаг — в первую очередь на брокеров (на них поступило 4775 жалоб в апреле против 174 в феврале). Более половины таких обращений были связаны с переводом активов от подсанкционного брокера к другому профучастнику, а 19% жалоб касались блокировок активов и получения выплат по иностранным ценным бумагам.
Другой важной темой дискуссии стало восстановление доверия инвесторов к фондовому рынку. В этом контексте обсуждались вопросы улучшения коммуникации между участниками рынка и клиентами в условиях кризиса, предупреждения клиентов о возможных рисках и полноте раскрытия информации.