В последние несколько десятилетий интерес к эмоциональной сфере человека сильно возрос. Если в начале и середине ХХ века психологическую науку интересовали более «объективные» стороны психики, такие как поведение, внимание, память и пр., то в конце ХХ века, начало появляться пространство для элементов более тайных и скрытых от «объективного» взора науки, таких элементов психического, как эмоции, чувства.
Одним из популярных, на данный момент, конструктов, который вобрал в себя описанные выше элементы, т.е. чувства и эмоции, является «Эмоциональные интеллект» (далее ЭИ). Термин появился в 1990 году в работах американских психологов Дж. Мэйера, П. Сэловея и Д. Карузо и на данный момент представляет собой взаимосвязь 4 ветвей способностей личности:
- восприятие, оценка и выражение эмоций или же идентификация эмоций;
- использование эмоций для повышения эффективности мышления и деятельности;
- понимание и анализ эмоций;
- сознательное управление эмоциями для личностного роста и улучшения межличностных отношений.
Несмотря на возможную сложность формулировок представленных выше становится понятно, что речь идет о том, что у каждого из нас потенциально есть способности к пониманию своих чувств и эмоции, а также осознанному управлению ими. Развивать данные способности, которые, безусловно, является крайне важным, если не базовыми условиями для счастливой и благополучной жизни, нам всем жизненно необходимо.
Вопрос в том, как же это делать?
На этот вопрос существует множество ответов. Самый правильный, дающий глубокие и значимые изменения, однако не самый простой, связан с обращением к специалисту психологу, который в процессе психологического консультирования, психотерапии или иной деятельности сможет помочь в развитии способностей, которые входят в структуру ЭИ.
Еще одним вариантом может быть не прямая психологическая работа с собой, а, скажем так, – косвенная, например, сейчас крайне популярно посещение различных «курсов духовного развития», на которых учат сталкиваться со своими эмоциональными проявлениями, понимать их и управлять, в такие курсы можно включить: различные медитативные практики, йогу, цигун и пр. Все данные практики необходимо выполнять, по крайней мере в начале своего пути, под руководством профессионального тренера, хорошо владеющего всеми тонкостями данного направления.
И, наконец, еще один вариант, который мы рассмотрим, – это вариант саморазвития. Например, когда вы покупаете какую-либо психологическую литературу, где приводятся рекомендации по саморазвитию каких-либо способностей, например, развития памяти или внимания, безусловно существует литература и по развитию способностей, которых входят в структуру ЭИ, однако мы не считаем, что этот эффективный и безопасный путь развития, способный привести к значимым изменениям.
На сегодняшний момент, существует множество вариантов и путей развития себя, своей эмоциональной сфера и своего ЭИ, каждый выбирает подходящий для себя, мы описали только три из возможных вариантов, однако стоит сказать, что самой эффективной стратегией будет сочетание всех трёх предлагаемых вариантов.
Авторы - преподаватели кафедры юридической психологии и права факультета “Юридическая психология” ФГБОУ ВО МГППУ: Дегтярёв Артём Викторович, старший преподаватель; Делибалт Варвара Васильевна, доцент; Богданович Наталья Викторовна, кандидат психологических наук, доцент.